Preview

НАУКА и ТЕХНИКА

Расширенный поиск
Том 19, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2020-19-2

ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ 

93-100 937
Аннотация

В статье обоснована необходимость исследования транспортно-логистической инфраструктуры регионов в контексте ее влияния на социально-экономические показатели развития Республики Беларусь. Значимость изуче-ния данного вопроса подтверждается целями и задачами развития транспортно-логистической системы страны, обозначенными в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. и в Республиканской программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 гг. Рассмотрено влияние девяти показателей развития транспортно-логистической инфраструктуры регионов страны на шесть ключевых социально-экономических показателей развития, таких как валовой внутрен-ний продукт, инвестиции в основной капитал, доходы консолидированных бюджетов, средний уровень заработной платы, численность экономически активного населения, количество официально зарегистрированных безработных. Для оценки взаимосвязи зависимых и независимых переменных использован множественный регрессионный анализ, а именно метод шагового отбора. Вычисления проводились в программе IBM SPSS Statistics 20. Рассчитывались показатели корреляции между зависимыми и независимыми переменными, определялись взаимосвязи между переменными. Достоверность полученных результатов проверена с помощью t-критерия Стьюдента. Проведенные расчеты позволили выявить ключевые показатели транспортно-логистической инфраструктуры шести регионов страны, которые в наибольшей степени влияют на социально-экономическое развитие Республики Беларусь и могут быть использованы при анализе инвестиционной привлекательности регионов.

 

101-107 505
Аннотация

Возрастание значимости инновационного развития экономики Российской Федерации обусловливает не-обходимость более глубокого исследования свойств и особенностей функционирования ее подсистем, содержания и форм  их  взаимодействия,  поиска  путей  повышения  эффективности систем  управления.  Транспортная система – важнейшее стратегическое звено социально-экономического развития страны, один из самых динамичных, мультипликативных и перспективных сегментов рынка, на который приходится 12,5 % ВВП Российской Федерации. Анализ транспортной деятельности показал вялотекущую рецессию в последние годы, сопровождающуюся снижением значений важнейших результирующих показателей. Стратегические ориентиры развития транспортной деятельности объектируются запросами потребителей не только в безопасной, но и в комфортной среде жизни с высокими экологическими характеристиками и эстетическими требованиями. Удовлетворение таких требований возможно при условии масштабной модернизации транспортной сферы с применением прорывных научно-технических решений во всех сегментах человеческой деятельности. Все это дает основание для заключения о том, что необходимо принципиальное изменение подхода к исследованию свойств, особенностей и факторов развития транспортной системы, что провоцирует модернизацию системы управления для обеспечения сбалансированного инновационного тренда и высоких стандартов качества жизни населения. Результаты исследования показывают, что важными факторами развития транспортной системы являются добросовестная конкуренция, свобода экономической деятельности, развитие рыночных механизмов, корпоративной культуры и нравственных ценностей. Изучение функционирования и научных подходов к обеспечению сбалансированного инновационного развития транспортной системы Российской Федерации позволило сформировать концептуальное видение и методологический базис с учетом основных положений теорий систем, самоорганизации и синергетики и кратко представить в данной работе.

 

108-112 284
Аннотация

Корректность выбора тренда для прогнозирования характеристик статистики социально-экономической безопасности возможно квалифицировать при помощи величины среднеквадратической ошибки и аспекта «восходящих» и «нисходящих» серий (хотя есть и иные аспекты, к примеру аспект, базирующийся на медиане выборки). По предложенной модели можно предопределять средние ошибки мониторинга для разработки нижнего и верхнего пределов прогнозного варианта характеристик статистики социально-экономической безопасности. Создание модели – довольно трудозатратный процесс, вследствие чего при прогнозировании характеристик статистики социально-экономической безопасности целесообразно применять, как правило, детерминированную составляющую трендовых моделей. При этом предположение о случайном характере отклонений эмпирических значений временного ряда от тренда для 5%-го значения значимости не отвергается. Проработка материала разрешает признать, что во временном ряду характеристик статистики социально-экономической безопасности невозможно отметить точные циклы. Впрочем, это не представляет основания для вывода о наличии циклов во временном ряду значений характеристик статистики социально-экономической безопасности, ибо данные циклы не совпадают по времени, нет четкой очередности превышения фактических значений характеристик статистики социально-экономической безопасности над расчетными, исчисленных по моделям, или, напротив, расчетных над фактическими. При вычислении ошибки прогноза можно применять разные подходы. Таким образом, вопрос выбора трендовых моделей для анализа социально-экономической безопасности является закономерным в силу различия достоверности данных при применении разных моделей, а правильность выбора позволит повысить эффективность самого анализа. Тем самым исследование приобретает практическую значимость для хозяйствующих субъектов и целых отраслей.

113-118 587
Аннотация

Рассмотрены теоретико-методологические основы исследования сетевых механизмов инновационного развития в Республике Беларусь. Для этого необходимо конкретизировать понятие системного подхода в контексте изучения указанных механизмов и выработать методологию проведения таких исследований. В качестве методов использованы системный и исторический подходы, принципы синергетики. Обосновывается необходимость изучения сетевых механизмов инновационного развития в Республике Беларусь с точки зрения системного подхода. При этом автор отказался от традиционного противопоставления устойчивых, сущностных, регулярно повторяющихся связей и отношений в системе случайным, хаотическим процессам, а исходил из необходимости последовательного применения закона иерархической компенсации, а также учета таких особенностей развития современной экономики, как быстрая эволюция сетевых технологий, дальнейшее развитие экономики рисков, возникновение новых вызовов для традиционных (в том числе старых промышленных) производств. Это позволило определить системный подход как последовательное и комплексное рассмотрение объекта не как изолированной от внешнего воздействия, а как полузакрытой, но с приближением к открытой системы, в которой постоянно усиливаются синергетические процессы, порождаемые эволюцией сетевых технологий, развитием экономики рисков, возникновением новых вызовов для промышленных производств (в том числе традиционных). Установлено, что последовательное и комплексное рассмотрение сетевых механизмов инновационного развития в Республике Беларусь требует не только определить исходные категории и понятия, показать общие и особенные обусловливающие факторы, генезис и тенденции развития, но и проводить постоянный мониторинг, направленный на выявление динамики потребностей и интересов политико-экономических и хозяйственных субъектов, задействованных в этом процессе, а также материальных и социальных технологий реализации потребностей и интересов.

119-124 277
Аннотация

Предложена методика формирования стратегии, соответствующая концепции динамических способностей. Продемонстрированы преимущества и недостатки используемых методик разработки стратегии различными школами стратегического менеджмента. Авторы постулируют несогласованность между новым этапом научного знания и сопутствующими техниками стратегического анализа и методиками разработки стратегии. Цель статьи – разработка методики построения стратегии на базе системы обучения как ключевого элемента конкурентного преимущества в концепции динамических способностей. Методика выгодно отличается от подходов, основанных на анализе внешней среды, имеющих методологическое противоречие, поскольку подобная стратегия доступна всем участникам рынка и ее легко повторить. В отличие от методики «базовой» ресурсной концепции предложенная позволяет расширить подход к построению стратегии именно с позиций стратегических действий в отношении ресурсов/спо-собностей/компетенций компании, которые возможно объединить в кластеры, обеспечивающие синергетический эффект. Долгосрочный горизонт стратегии неизменно требует включения в состав различных кластеров системы корпоративного обучения как генератора организационных способностей. Отмечено, что требуемая в современной конкурентной среде быстрота реакции на изменения выдвигает в качестве ключевой компетенции компании систему корпоративного обучения. Cоответствующая концепции динамических способностей методика создает возможность разработки стратегии на основе системы корпоративного обучения, что обеспечивает динамическое устойчивое конкурентное преимущество.

 

125-129 470
Аннотация

Проанализирован рынок территориального маркетинга как особого, значительно отличающегося от коммерческого рынка на постсоветском пространстве. Попытки общей характеристики рынка территориального маркетинга до сих пор не предпринимались. Авторы поставили задачу ответить на вопросы о своем понимании сути территориального маркетинга; природы интереса любых территорий вообще и постсоветских в частности к использо-ванию средств маркетинга в стратегическом развитии; структуры рынка территориального маркетинга – заказчики подобных услуг от имени территорий, исследовательские организации, маркетинговые, рекламные, дизайнерские и иные организации, создающие соответствующие маркетинговые продукты, а также средства размещения рекламных материалов, и организации, предоставляющие возможности для проведения специальных событий в интересах продвижения территорий. На основе сравнительного анализа рынков территориального маркетинга ряда стран – лидеров постсоветского пространства, не входящих в Евросоюз, статистических данных и экспертных опросов сделаны выводы: лидером в данной области – и по абсолютным показателям (бюджеты, востребованность территориями), и по качеству работы – остается Россия. Но в последние несколько лет технологии территориального маркетинга активно развивает Казахстан, в ряде направлений опережая Россию. Важно, что рынки территориального маркетинга России, Казахстана и других постсоветских стран не изолированы от международных идей и рыночных структур. Основные разработки для российских территорий базируются на идеях и методологии британской школы территориального маркетинга. В значимых тендерах по заказу территорий в России и других странах СНГ почти всегда участвуют (и нередко выигрывают) зарубежные маркетинговые структуры, прежде всего из Великобритании и Нидерландов. 

130-138 575
Аннотация

В статье рассматриваются шесть инновационных моделей маркетинговой деятельности: ивент-маркет, бренд-погружение, геолокационный интернет-маркет, лидогенерационный интернет-маркет, единая товаропроводящая торгово-сервисная сеть, вэн-селлинг. Ивент-маркет – систематическое проведение мероприятий (событий) как платформы презентации продукции с привлечением внимания потенциальных потребителей и эмоциональным воздействием на них. Модель направлена на четыре объекта воздействия: на потребителей, партнеров, рынок и собственный персонал. Бренд-погружение – вовлечение потребителей в эмоциональное восприятие и переживание торговой марки. Геолокационный интернет-маркет – охват информацией (локация) большого круга потребителей через Интернет на широкой географической площадке. Лидогенерационный интернет-маркет – привлечение (генерация) потенциальных потребителей (лидов) через Интернет. Единая товаропроводящая торгово-сервисная сеть – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя либо помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю, а также обеспечивающие торгово-сервисные услуги. Звеньями товаропроводящей сети выступают: производители, дистрибьюторы, оптовики, дилеры, брокеры, агенты, консигнаторы, розничные торговцы, сервисные и ремонтные фирмы. Вэн-селлинг – оптовая торговля с оперативной доставкой товара потребителю и оформлением заказов на месте (продажа с колес). Раскрыта сущность каждой модели, рассмотрены их достоинства и преимущества в коммерческой деятельности. Показано, что внедрению инноваций препятствуют различные факторы: стереотипы мышления, организационные трудности, дополнительные материальные затраты, возможное отсутствие прямой экономической выгоды для некоторых участников торговли. Все это затрудняет создание и внедрение в торговую практику инноваций, в том числе использование компьютерных технологий в торговле, например, в сфере осуществления государственных закупок. Предлагаются способы устранения отмеченных препятствий.

 

139-147 462
Аннотация

Задачей исследований автора являлось развитие теоретико-методологических основ стимулирования производства товаров интенсивного обновления в Республике Беларусь в контексте повышения конкурентоспособности предприятий. Для достижения этой цели были уточнены понятия «конкурентоспособность предприятия», «стимулирование производства товаров интенсивного обновления». Материалом для написания статьи послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, данные отчетов НИР, выполняемых автором, а также программы развития промышленности и официальные заявления государственных управленцев. В рамках исследования применялись общенаучные методы (анализ, синтез, единство исторического и логического), системный подход. Обоснована недопустимость сведения сущности конкурентоспособности предприятия к его конкурентоспособности на отдельных рынках товаров и услуг. Повышение конкурентоспособности предприятия рассматривается в качестве результата его субъектной активности как реакции на меры экономического стимулирования на различных уровнях (как внешние, так и внутренние). Это позволило определить конкурентоспособность предприятия как его адаптационные, инновационные, кадровые, организационно-управленческие, технико-технологические и воспроизводственные характеристики, обеспечивающие на основе комбинации имеющихся хозяйственных ресурсов приобретение и сохранение сравнительных преимуществ, определяемых по результатам взаимодействия с иными субъектами. Экономическое стимулирование производства товаров интенсивного обновления рассмотрено на различных уровнях. Представлена широкая трактовка стимулирования производства товаров интенсивного обновления как создания экономических, институциональных и организационно-правовых условий, способствующих повышению конкурентоспособности отечественной легкой промышленности и индустрии моды. В результате проведенного исследования предложены стимулирующие развитие производства товаров интенсивного обновления меры, обоснована их роль в повышении конкурентоспособности предприятий.

148-158 424
Аннотация

Энергетика – один из основных видов экономической деятельности Республики Беларусь. Приоритетное развитие энергетики страны обусловлено ее ключевой ролью в обеспечении эффективности функционирования национальной экономики, стабильной работы социальной инфраструктуры, в соблюдении социальных норм и стандартов для населения. Роль и значение энергетических ресурсов для развития экономики и общества в целом трудно переоценить ввиду их активного влияния на интенсивность процессов производства и потребления. В настоящее время основными источниками энергии являются нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы и атом. Экономика республики очень зависима от импорта энергоносителей. В условиях постоянного роста цен на углеводороды для страны это серьезное испытание. Беларусь импортирует более 90 % нефти, 100 % природного и 25 % сжиженного газа, весь потребляемый каменный уголь. Энергоемкость продукции отечественных предприятий значительно выше, чем в индустриально развитых странах, поэтому для нашей страны повышение энергоэффективности носит принципиальный характер. В этой связи от стабильной работы предприятий энергетики, своевременной модернизации оборудования, рационального использования топливно-энергетических ресурсов и эффективного проведения мероприятий по энергосбережению зависит реальный сектор экономики. Большинство проблем в энергетике может быть решено за счет улучшения показателей энергетической безопасности республики, а именно – в результате внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий, использования вторичных энергоресурсов и развития возобновляемых источников энергии.

159-167 407
Аннотация

Cтатья посвящена исследованию современной инновационной среды Республики Беларусь, ее важнейших характеристик, проблемных мест. Приведен понятийный аппарат, определяющий инновационную среду, уточнены институциональные условия, которые способствуют ее формированию, сформулированы приоритеты развития научно-исследовательской деятельности с учетом требований модернизации экономики. Приведено определение инновационной системы, которое дано авторитетными западными учеными и исследователями, занимавшимися ее изучением. Цель исследования – качественный, количественный анализ инновационной среды Беларуси, а также сравнительный анализ инновационной среды республики, ее основных составляющих (правового, финансового обеспечения, институциональных особенностей функционирования) на фоне России и Казахстана. Проведен SWOT-анализ для поиска возможных направлений инновационного развития экономики страны на базе сложившейся национальной экономической системы с учетом особенностей национального менталитета. Обращено внимание на важность оценки и использования в анализе инновационной среды такого фактора инновационного развития, как инновационное поведение сотрудников, которое является одним из ключевых факторов конкурентного преимущества в ведущих мировых компаниях. Представлена собственная модель национальной инновационной системы, состоящей из трех подсистем: человеческого капитала, технологической инфраструктуры и подсистемы поддержки инноваций. Показан процесс создания инновационной продукции, с помощью которой можно понять, как связаны рынок инновационных идей и рынок инновационного продукта. Предлагается использовать категориальный аппарат правовых актов Республики Беларусь для описания и характеристики рынков инновационных идей и инновационного продукта. Анализ выполнен с использованием законодательных актов, постановлений Правительства Республики Беларусь, аналитических статей, материалов конференций, электронных ресурсов, официальной статистики Национального статистического комитета Республики Беларусь.

168-176 497
Аннотация

В настоящее время отмечен факт миграции многих транспортных организаций в облако в Интернете, где применение информационных технологий выступает одним из факторов активного использования инновационного потенциала предприятиями, раскрывая новые возможности в увеличении доходов, повышении эффективности и достижении высоких результатов. Со становлением цифровой экономики получили развитие современные понятия и термины. Так, новым содержанием дополняется тариф транспортных услуг компаний, занятых в международных перевозках. Внедряя информационные системы, применяя интеллектуальный интерфейс пользователей, автоиндексированные технологические средства, предприятия-перевозчики усиливают свое влияние на международных рынках, увеличивают объемы экспорта услуг. Работа с технологией блокчейн не особо сложная задача для транспортных организаций. Применение механизма майнинга криптовалюты на основе блокчейна для повышения доходов побуждает транспортные предприятия совершенствовать свою организационную структуру, создавать IT-отделы, внедрять новые методы управления и системы вознаграждения труда персонала, не ограничиваясь традиционными подходами, наработанными практической деятельностью. Актуальным в работе транспортных организаций в области исследования майнинга криптовалют, тесно связанного с внедрением технологии блокчейн, остается вопрос особенностей формирования себестоимости услуги предприятия, использующего технологию блокчейн. В ближайшем будущем искусственный интеллект выступит незаменимым помощником для транспортных компаний и организаций сервисного обслуживания. Стремительный прогресс цифровой экономики и информационных технологий в деятельности транспортных предприятий послужит основой формирования предпосылок для перехода к V технологическому укладу и развития рыночных отношений на базе инновационных технологий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)