АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
Выполненные лабораторные и натурные исследования способствовали разработке на базе существующего метода расчета А. В. Романова методики фильтрационного расчета, позволяющей с высокой степенью достоверности прогнозировать уровень грунтовых вод на защищаемой территории.
Рассмотрены некоторые особенности использования коэффициентов вариации при статистической обработке экспериментальных данных. Использованы методики робастного проектирования производственных процессов Г. Тагучи. Приведена оценка необходимого количества экспериментов, исходя из понятия «сигнал-шум».
МЕТАЛЛУРГИЯ. МЕТАЛЛООБРАБОТКА. МАШИНОСТРОЕНИЕ
Сформулированы основные положения процесса динамической стабилизации. Приводятся результаты исследования режимов динамической стабилизации. Даны рекомендации по назначению основных параметров динамической стабилизации - уровня нагрузки и циклограммы изменения нагрузки. Определены ограничения режима нагружения по уровню накопления усталостных повреждений.
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА
Рассмотрены объективы с промежуточным изображением, состоящие из четырех зеркал. Два зеркала могут быть объединены в моноблок (двойное зеркало) и имеют центральные отверстия для прохождения светового пучка. Дан расчет конструктивных параметров, исследован вопрос защиты плоскости изображения от попадания постороннего света. Объективы могут использоваться в космической астрономии, фотометрических и оптических приборах, работающих в УФ и ИК областях спектра.
Приведены рекомендации по методике оценки неопределенности измерений фотометрических характеристик светотехнического оборудования автомототранспортных средств с несменными источниками света. Предложена математическая модель вычисления стандартной и расширенной неопределенности при косвенных измерениях силы света с учетом возможной корреляции между входными величинами. Рассчитаны коэффициенты чувствительности, определяющие вклад каждой случайной величины в экспериментально измеряемое значение.
ТРАНСПОРТ
Рассмотрены основы следящих электромагнитных приводов сцеплений, предложена математическая зависимость положения якоря электромагнита, определено условие устойчивой работы привода. В работе приведены рекомендации выбора характеристик элементов привода.
Приведена математическая модель высокофорсированного дизельного двигателя с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздуха. Теоретические исследования, проведенные при помощи данной модели, позволили спроектировать и испытать промежуточный охладитель с регулятором температуры наддувочного воздуха. Результаты испытаний доказывают эффективность регулирования температуры наддувочного воздуха при работе двигателя на низких нагрузках с коэффициентами избытка воздуха более 3 Д.
Разработаны модели для исследования адаптивной системы автоматизированного управления автомобилем с гидромеханической трансмиссией. Использовано математическое моделирование движения большегрузного автомобиля по типовому маршруту с учетом логики водителя, различных ситуаций и реальных ограничений. При моделировании формирования управляющих сигналов на переключение передач и блокирование гидродинамического трансформатора использован математический аппарат теории нечетких множеств. Информационные переменные системы описаны с помощью функций принадлежности.
Предложена усовершенствованная модель определения потенциальной опасности и дальнейшего ее перевода в приведенную аварийность при взаимодействии пешеходного и поворотного транспортного потоков, уточненная на основании результатов экспериментальных исследований и позволяющая с более высокой точностью установить аварийные потери при выборе оптимальной схемы организации дорожного движения на регулируемом пересечении.
Обоснованы параметры системы стабилизации дорожного просвета гусеничного шасси с гидропневматической подвеской опорных катков. Приведено описание системы стабилизации дорожного просвета, результаты испытаний в составе ходового макета гусеничного шасси.
ЭНЕРГЕТИКА
Рассматриваются экологические, экономические особенности пускоостановочных режимов ТЭС и их влияние на показатели надежности работы оборудования. Показано, что для выбора оптимального пускоостановочного режима необходимо их совместное исследование, т. е. разработка многокритериальной модели.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ
Построены специальные квадратурные формулы с неотрицательными коэффициентами для интеграла Пуассона и интеграла Дини. Равномерные оценки погрешностей приближенных формул позволяют проводить вычисления с заданной точностью.
Построена математическая модель синтеза многополюсных сетей с заданными параметрами потока. Приведен алгоритм оптимального синтеза сети с заданными параметрами многополюсного потока и минимальными затратами.
Приведено полное доказательство великой теоремы Ферма на основе хуммеровской арифметической теории кругового поля.
ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рассматривается оценка влияния упругой подвески рабочего оборудования погрузчика ДЗ-133 на технико-экономические показатели его работы. Приведена методика расчета параметров, зависящих от жесткости подвески рабочего оборудования. Оценена эффективность применения упругой подвески при работе погрузчика на дорогах с различной степенью неровности.
Анализируются главные события завершающего периода Второй мировой войны. Основное внимание уделяется подвигу Советских Вооруженных Сил, которые в августе 1945 г. разгромили Квантунскую армию, ускорили безоговорочную капитуляцию Японии и принесли свободу народам Азии. Показываются также трагические последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Авторы подчеркивают решающую роль Советского Союза в победоносном завершении Второй мировой войны.
Классическая рациональность интерпретирует мир как неизменное, самодостаточное бытие. Определяя структурные инварианты бытия, данная форма рациональности исходит из идеальных понятий соразмерности, предопределенности и самотождественности как базовых способов описания Универсума. Неклассическая рациональность ориентирована на исследование саморазвивающихся систем, с необходимостью вводящих в исследовательскую матрицу понятия «нетождественность», «случайность», «вероятность», «интерактивность».
Представлена совокупность последовательных и взаимосвязанных методов планирования, анализа, контроля, регулирования и стимулирования создания и использования конкурентных преимуществ научно-технической продукции, отличительной особенностью которых является применение в качестве критерия результативности научной деятельности конкурентоспособности научно-технической продукции. Приведены результаты их использования в практике УП «КБТЭМ-СО».
Изучены ценностные приоритеты студенческой молодежи на основе исследований, проведенных среди студентов БНТУ. Выявлены доминирующие ценности. Произведен их сравнительный анализ. Обоснована необходимость решения проблем, связанных с эффективностью реализации задач воспитательной системы вузов, с формированием приоритетных ценностей у студенческой молодежи.
ISSN 2414-0392 (Online)