Preview

НАУКА и ТЕХНИКА

Расширенный поиск
№ 4 (2008)

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО 

5-16 334
Аннотация

Долговечность бетона дорожных, тротуарных покрытий и подобных элементов транспортных коммуникаций и благоустройства в основном оценивается показателями морозостойкости и прочности. При этом не учитывается, что в процессе эксплуатации покрытия подвергаются значительным механическим нагрузкам, оказывающим существенное влияние на изменение во времени структурных характеристик бетона. Вместе с тем трещинообразование, сопровождающее воздействие механических нагрузок на бетон, способно значительно снизить его прочностные свойства, морозо- и солестойкость. Изложены результаты экспериментальных исследований, отражающих тенденции ухудшения физико-механических характеристик тяжелого бетона при комплексном воздействии агрессивной эксплуатационной среды и механических нагрузок.

 

17-24 253
Аннотация

На основе теории наследственной ползучести Больцмана – Вольтерра разработаны математическая модель, алгоритм и программное обеспечение для численного исследования вязкоупругого деформирования неоднородного грунтового основания. Алгоритм исследования математической модели разработан на основе метода конечных элементов, что позволяет учесть неоднородность дисперсного тела.

25-30 267
Аннотация

Статья написана по материалам научных исследований архитектурно-планировочного формирования селитебных территорий агрогородков. 1984 агрогородка создаются в Республике Беларусь на базе существующих центров сельсоветов и крупных населенных пунктов в рамках выполнения «Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг.». По материалам изучения проектных работ, анализа мнений ведущих специалистов, экспедиционных поездок автора выявляется значимость отдельных элементов планировочной структуры строящихся агрогородков и дается их рейтинговая оценка.

 

МЕТАЛЛУРГИЯ. МЕТАЛЛООБРАБОТКА. МАШИНОСТРОЕНИЕ 

31-34 291
Аннотация

Разработана математическая зависимость расчета кинетики разогрева отливки за пределами кристаллизатора, учитывающая влияние теплоты перегрева расплава и заключающаяся в расчете максимальной температуры, времени и длины участка разогрева поверхности отливки.

Зависимость позволяет оценить тепловое состояние корки отливки на этапе формирования в условиях теплообмена малой интенсивности с окружающей средой, а также определить вероятность возникновения прорывов расплава и место расположения устройств вторичного охлаждения.

 

35-43 271
Аннотация

Описана технологическая схема прокатки полос переменной толщины в валках с изменяющимся зазором между ними и неприводных роликах, обеспечивающих контролируемое уширение. Представлены необходимые формулы для расчета заднего натяжения в валках, являющегося напряжением протягивания полосы в роликах, теоретически обоснована возможность осуществления данного процесса.

43-51 253
Аннотация

Выполнена оптимизация составов насыщающих смесей по износостойкости диффузионных карбидных слоев на твердом сплаве Т15К6 (79 % WC, 15 % TiC и 6 % Co) в четырех трехкомпонентных системах на основе Cr–Ti–V, Cr–V–Mo, Cr–Ti–Mo и Cr–V–Nb. Используя математические модели построены диаграммы «состав–свойства». Оптимальное трехкомпонентное насыщение твердого сплава карбидообразующими элементами позволяет повысить его работоспособность по сравнению с однокомпонентным (Сr, Ti, V, Nb) в 2,2–3,1 раза. Такое значительное улучшение износостойкости трехкомпонентных диффузионных карбидных покрытий достигается путем формирования гетерогенной структуры на основе сложно легированных карбидов металлов IV-VI групп, в которых взаимно растворены 2–30 % одного или двух насыщающих элементов.

52-55 298
Аннотация

Проанализированы особенности распространения пластинчатых волн в тонкой двухслойной пластине и предложены формулы для  определения скорости   наиболее быстрой пластинчатой моды. Установленная связь позволяет определять толщину слоя покрытия по данным C*S0  и известным упругим параметрам контактирующих материалов. На основе разработанной методики проведены экспериментальные исследования,  показавшие  хорошее как качественное, так и количественное соответствие между опытными и расчетными данными. Показана принципиальная возможность оценки площади расслоения материалов по данным времени распространения исследуемой моды.

ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА 

56-59 264
Аннотация

Во многих средствах охраны (1К18 «Реалия», ПС-75 «Герб» и др.) для обнаружения движущихся  наземных  объектов  используется  сейсмический  приемник индукционного типа, по-зволяющий регистрировать колебания грунта,  вызываемые  воздействием  объекта.  Инерционный элемент такого сейсмоприемника представляет собой цилиндрическую катушку, связанную с корпусом посредством двух плоских пружин.

Предлагается метод расчета ЭДС на выходе индукционного сейсмоприемника при воздействии на него сейсмической волны Рэлея на основе дифференциального уравнения движения инерционного элемента с учетом переходных процессов вынужденных колебаний и демпфирования. Демпфером в сейсмоприемнике является каркас катушки, в котором наводится поверхностный ток Фуко.

Результаты моделирования и экспериментальных исследований показали, что предложенная методика расчета ЭДС, наводимой в сейсмоприемнике, позволяет адекватно моделировать сигналы на выходе сейсмоприемника индукционного типа, что может быть полезно при математическом моделировании сейсмограмм движения наземных объектов.

 

ТРАНСПОРТ 

60-64 282
Аннотация

Определены упругие и кинематические характеристики двух типоразмеров торсионной подвески гусеничных тракторов «Беларус». Приведены значения полного хода опорного катка, углового перемещения балансира, максимальной нагрузки на опорный каток, потенциальной энергии при полном ходе катка, приведенного модуля упругости, углов закрутки и напряжений кручения торсионных валов и цапф, пределы изменения жесткости подвески. В исследованиях использовались аналитические и экспериментальные методы, метод конечных элементов. Полученные результаты применяются для расчета плавности хода, распределения нагрузки по каткам, динамической нагруженности элементов ходовой системы при выборе параметров гусеничных тракторов на стадии проектирования.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ 

65-71 263
Аннотация

Предложен новый алгоритм отыскания критических путей в графе, основанный на идее осуществления тернарных операций над матрицей дуговых весов последнего. Рассмотрены его приложения для решения задач упорядочения и задач сетевого планирования.

71-75 282
Аннотация

В связи с известной трудностью, возникающей при численном моделировании технологических течений (в частности, при добыче и транспорте высоковязкой нефти в Беларуси), вызванной наличием давления в уравнении Навье–Стокса, обсуждается одна из практикуемых идей ее преодоления: коррекция давления. Предложен алгоритм реализации этой идеи, формально доказана его сходимость. На результатах численных экспериментов продемонстрированы эффективность и практичность этого алгоритма. Полученные решения проанализированы в сопоставлении с другими способами преодоления указанной трудности: иными вариациями коррекции давления, а также методами искусственной сжимаемости и решения уравнения Пуассона для давления.

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 

76-82 291
Аннотация

Рассмотрены основные направления технологического развития системы энергоснабжения Беларуси.  Проведен сравнительный анализ  экономической  эффективности модернизации действующих тепловых электростанций на базе парогазовой технологии, развития атомных технологий и простого  обновления  изношенных  генерирующих  мощностей ТЭС.  Выбор приоритетного направления оптимизации производственной структуры системы энергоснабжения Беларуси осуществлялся исходя из критерия минимума удельных приведенных затрат. Выявлено, что в среднесрочной перспективе с учетом прогнозируемого изменения цен на природный газ и ядерное топливо наиболее оптимальным вариантом развития белорусской электроэнергетики является технологическая модернизация на базе газотурбинных надстроек к действующему паротурбинному оборудованию ТЭС.

 

83-86 284
Аннотация
Проведен анализ экспорта транспортных услуг автомобильным транспортом республики. Представлена структура затрат, связанных с эксплуатацией автомобильных транспортных средств. Определены направления развития автомобильных международных перевозок
86-91 278
Аннотация

Рассмотрена сущность психологического климата и его роль в качестве профессиональной жизни и эффективности работы организации. Состояние психологического климата зависит от конкретных факторов: личности руководителя, взаимоотношений в коллективе, системы стимулирования – мотивации и условий труда. Регулирование психологического климата осуществляется путем воздействия на его факторы.

 

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

92-98 301
Аннотация

Рассмотрены вопросы, касающиеся методологии и структуры построения диссертационной работы. Рассмотрение этих вопросов выполнено на основании анализа вопросно-ответных комплексов. В процессе анализа даются конкретные примеры из диссертационных работ, прошедших экспертизу ВАК.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)