Рассмотрены организационно-управленческие структуры в сфере науки и особенности реинжиниринга как одной из новейших научно-методических практик с учетом опыта научно- исследовательской работы в БНТУ.
АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
Рассмотрены некоторые аспекты проблемы ресурсосбережения при массовом строительстве и эксплуатации отапливаемых строительных объектов. Обращается внимание на необходимость применения в данном строительстве жилья изделий из пористых бетонов, прежде всего из автоклавного ячеистого бетона и гидрофобизированного цементного перлитобетона.
Представлены результаты экспериментальных исследований физико-механических свойств техногенных шламовых грунтов. В результате обработки опытных данных получены математические зависимости влажности, сцепления, угла внутреннего трения, коэффициента фильтрации от времени эксплуатации шламового грунта в качестве строительного материала ограждающих дамб шламохранилищ.
Проведены гидравлические исследования пропускной способности и сопряжения бьефов паводкового водосброса гидроузла Минской ТЭЦ-2, в одном из пролетов которого будет возведена малая ГЭС. Установлена максимальная отметка форсированного подпорного уровня при пропуске катастрофического паводка.
Получена общая зависимость для расчета процесса фильтрации воды в слое однородной зернистой загрузки, которая сопоставлена с опытными данными. Расхождения между расчетными и опытными значениями не превышают 6 % во всем исследованном диапазоне.
Изучены физико-механические свойства асфальтобетона с применением активированных минеральных материалов (щебень и отсев дробления). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что с использованием химической активации можно существенно повысить качество асфальтобетонных покрытий.
Данная методика позволяет в лабораторных условиях проводить измерения коэффициента условий работы бетона при пожаре и рассчитывать поправочный коэффициент к значениям приведенных в Пособии П1-02 к СНБ 2.02.01-98 пределов огнестойкости изгибаемых строительных конструкций из модифицированного бетона. Настоящая методика предназначена для обоснования экспертных оценок в области пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора.
МЕТАЛЛУРГИЯ. МЕТАЛЛООБРАБОТКА. МАШИНОСТРОЕНИЕ
Рассмотрены закономерности формирования обработанной поверхности и ее износостойкость при иглофрезеровании спеченного материала ПА-ЖГр2. Шероховатость обработанной поверхности снижается по мере увеличения подачи и натяга. Поверхность после обработки практически не содержит пор, на ней заметны следы траекторий одиночных иголок и наплывы деформированного металла по их боковым сторонам. Мгновенный и средний коэффициенты трения для различных условий обработки отличаются примерно на 10 %; различия в относительном объемном износе поверхностей в зависимости от условий обработки достигают трех и более раз. Минимальная интенсивность изнашивания поверхностей после иглофрезерования наблюдается при их обработке с минимальными скоростью фрезерования и подачей и максимальным натягом.
Приведены результаты экспериментальных исследований влияния параметров переменной подачи на точность позиционирования исполнительных органов токарных станков с ЧПУ. Дана энтропийная оценка погрешности и стабильности позиционирования.
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА
Современные аппаратные и программные средства позволяют проводить измерения яркостных, цветовых, геометрических и других характеристик объектов по их цифровым изображениям. При этом основными критериями качества изображений являются область расстояний возможной идентификации объектов и линейная зависимость измеряемого выходного сигнала от освещенности Г13С- матрицы камеры. Предлагаемая методика измерений яркости локальных участков изображений может использоваться при проведении фотометрических испытаний светотехнического оборудования (фар, фонарей) автотранспортных средств. В работе построена физическая модель объекта измерений, рассмотрены цветовые режимы и приведен алгоритм обработки результатов в системе Matlab.
ТРАНСПОРТ
Рассмотрены результаты работ по исследованию надежности автобусов МАЗ в реальных условиях эксплуатации. Определен характер распределения отказов по агрегатам и системам автобуса, указано их количество по системам и узлам автобуса. Определены лимитирующие детали агрегатов, узлов и систем автобусов МАЗ.
Научно обоснованы мероприятия, необходимые для повышения безопасности движения на регулируемых перекрестках вне зависимости от геометрических параметров последних, режимов работы светофорных объектов, корректировки условий движения и пр. Предусмотрена возможность оценки существующих вариантов организации движения с точки зрения принятия данных мероприятий.
Разработаны расчетная схема, математическая модель и изложена методика динамического расчета электропневматического привода руки манипулятора с учетом микропроцессорного управления. Приведены результаты расчета динамических характеристик электропневматического привода. Данная методика может быть использована при создании перспективных электропневматических систем технологических и мобильных машин.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ
Предлагаемый подход состоит в выборе двух произвольных положительных чисел и исследовании динамики изменения этих чисел и их суммы при изменении n € N.
Ориентация процесса обучения математике студентов инженерно-строительного профиля на повышение качества их подготовки потребовала не только пересмотра традиционных средств обучения математике, но и дополнения их новыми компонентами, которые рассматриваются в данной работе.
ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Раскрывается сущность инфляции как макроэкономического процесса, охватывающего всю экономику страны. Анализируются причины ее возникновения, методы измерения, а также социально- экономические последствия для различных групп населения и общества в целом.
Раскрываются особенности функционирования православных приходов. Анализируется материал по реформе прихода в контексте общих церковных преобразований начала XX ст. Наряду с этим прослеживается стремление православных идеологов возродить приход как духовную общность.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Проведено аналитическое исследование присоединительных размеров существующих конструкций гидроаппаратов с точки зрения создания на их основе унифицированных узлов, заключающих в себе элементарные схемы. Установлена форма притычной плоскости гидроаппаратов, позволяющая решить задачу создания унифицированного набора элементов гидроблоков управления.
ЮБИЛЕИ
К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ
Представлены некоторые информационные ресурсы Научной библиотеки БНТУ.
ISSN 2414-0392 (Online)