МЕТАЛЛУРГИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Статья посвящена разработке расчетно-экспериментальной модели размерного съема при электролитно-плазменной обработке поверхностей вращения. Предложена и экспериментально обоснована модель размерного съема, основанная на равенстве давлений, действующих на прямо и криволинейный участки парогазовой оболочки. В результате проведенных исследований установлены зависимости, описывающие связь интенсивности размерной электролитно-плазменной обработки деталей вращения с технологическими параметрами процесса. Установлено выражение для определения скорости размерного съема.
Результаты работы были использованы для расчетов размерного съема при создании технологии изготовления цилиндрических многоступенчатых ультразвуковых волноводов для разрушения тромбов.
Получены двухфазные боридные покрытия на предварительно карбонитрированной стали 20. Исследовано влияние предварительной карбонитрации на фазо- и структурообразование и свойства боридных покрытий.
Предложена методика оценки влияния конвективных потоков расплава на затвердевание отливки при горизонтальном непрерывном литье, которая позволяет рассчитать критические скорости потоков, достаточные для начала оплавления корки.
В результате исследования процесса формирования отливки методом гидротепловой аналогии удалось выявить картину конвективного движения расплава вдоль фронта затвердевания и определить реальные скорости потоков.
Сравнение расчетных и действительных скоростей потоков позволило определить зоны фронта затвердевания, подверженные оплавлению.
Установлено, что использование в процессе горизонтального литья разделительного устройства в значительной степени снижает влияние конвективных потоков расплава на затвердевание отливки.
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, МЕТРОЛОГИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
Рассматривается задача аналитического синтеза программного управления беспилотным летательным аппаратом при наведении его в заданную точку пространства. Задача решена с использованием принципа максимума, учитывающего конечную цель управления и интегральные затраты на него, аналитически получен оптимальный закон изменения управляющей перегрузки летательного аппарата.
Целью данной работы являлись теоретическое и экспериментальное исследования влияния ударного и последующего ультразвукового воздействий на глубину внедрения индентора в материал жесткопластичного основания.
Полученные результаты позволяют оценить влияние параметров ударной (низкочастотной) и ультразвуковой (высокочастотной) составляющих колебаний на процесс шаржирования.
ТРАНСПОРТ
Изложены особенности диагностирования механических и гидромеханических трансмиссий транспортных и строительно-дорожных машин. Отмечена важность диагностики трансмиссии, ее элементов и механизмов управления гидроприводом как объектов, значительно ограничивающих надежность и долговечность основных узлов машин. Описаны технические средства систем диагностирования, схемные решения и основные методы, применяемые для оценки технического состояния механических и гидромеханических трансмиссий транспортных и строительно-дорожных машин различного назначения.
В статье содержится информация о современном состоянии автомобильной светотехники. Описываются различные конструкции автомобильных фонарей, приводятся их достоинства и недостатки. Обоснована целесообразность разработки светодиодных фонарей и предложены рекомендации по оптимизации их конструкции.
Рассмотрена бесступенчатая электромеханическая силовая передача колесного трактора. Предложена методика согласования параметров электромеханической трансмиссии с двигателем внутреннего сгорания для их оптимальной работы в составе силового агрегата колесного трактора.
МАТЕМАТИКА
Построены квадратурные формулы с неотрицательными коэффициентами для интегралов с логарифмической особенностью специального вида. Равномерные оценки погрешностей приближенных формул позволяют проводить вычисления с заданной точностью.
МЕХАНИКА
Рассматривается волновая динамика упруговязкого тела (модель Кельвина – Фойтха), описываемая системой нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных. Для исследования поведения системы во времени методом Бубнова – Галеркина осуществляется переход от системы в частных производных к системе обыкновенных дифференциальных уравнений для координатных функций.
Для одномерного случая получено уравнение, которое для пренебрежимо малой вязкости сводится к уравнению типа Дуффинга, описывающему поведение нелинейно-упругого стержня во времени при внешних воздействиях. Показано, что если внешнее воздействие представляет собой детерминированный периодический импульсный процесс, то колебание начиная с некоторого времени при определенных условиях переходит в режим детерминированного хаоса. Исследовать устойчивость в этом случае нужно по критериям вероятностного вида. Рассмотрена устойчивость нелинейной динамической системы в хаотическом режиме на основе среднеквадратического критерия.
Рассмотрены направления снижения воздействия на почву мощных тракторов и повышения их тягово-энергетических показателей путем выбора параметров ходовых систем. Для достижения приемлемой точности расчетов решалась пространственная контактная задача с использованием математического аппарата механики сплошной среды.
Выполнены аналитические исследования, основанные на применении известного метода конечных элементов и предложенной пространственной механической характеристики почвогрунта. На основе рассчитанных перемещений и деформаций почвы в зоне контакта установлены тягово-энергетические показатели колес и уплотнения почвы под ними. С увеличением нормальных нагрузок на колесо при сохранении давления в контакте существенно растет уплотнение подпахотных слоев почвы, не подвергаемых последующей почвообработке, а также снижается тяговый КПД. Для решения перечисленных прикладных задач требуются данные о механических характеристиках реальных почвогрунтов.
Предложен приближенный метод определения параметров ударного взаимодействия для вибродиагностики технического состояния прямозубых зубчатых колес. Рассмотрена динамическая модель зубчатой передачи, позволяющая решить проблему определения формы ударного импульса и его длительности. Сопоставление теоретических результатов исследований с экспериментальными показало их вполне приемлемую точность.
МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ
Предложена оценка внутренних факторов, формирующих потенциал предприятия. Проанализированы экономические методы управления и апробирована на фактическом материале усовершенствованная методика выбора продукции для постановки на производство с учетом производственных возможностей предприятия. Предложен механизм взаимодействия затрат на реализацию различных функций в новинке и отражения его на уровне конкурентоспособной цены.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специфика развития строительной отрасли Республики Беларусь определяет характер конкуренции на строительном рынке, формирует ценовую, маркетинговую и товарную политику строительных организаций. Строительство представляет собой высокоразвитый комплекс, взаимодействие субъектов хозяйствования в котором носит сложный многосторонний характер.
Первостепенным направлением развития строительного комплекса Беларуси является наращивание объемов жилищного строительства, что решает задачу, предусмотренную программой социально-экономического развития страны, увеличения темпов роста обеспечения населения доступным и качественным жильем. Наряду с развитием отечественного строительного комплекса и ежегодно возрастающими планами по строительству жилья повышаются требования к строительным конструкциям, и, чтобы им соответствовать, предприятие должно производить конкурентоспособную строительную продукцию. Представлены результаты проведенного анализа состояния строительного комплекса Беларуси, выявлены тенденции его развития. Показано применение маркетинговых исследований с целью определения оптимальных параметров строительных элементов.
ISSN 2414-0392 (Online)