АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
Приведены результаты исследований по модификации грунтов, используемых для строительства и реконструкции дамб шламохранилищ РУП ПО «Беларуськалий».
Необходимость разработки принципиальной схемы национальной экологической сети (ПСНЭС) возникла в соответствии с новыми требованиями национальной политики в области охраны окружающей среды. Основной целью разработки ПСНЭС стала разработка методологической базы для очередного цикла планирования развития системы особо охраняемых природных территорий. Такое планирование осуществляется в соответствии с требованиями национального законодательства в области особо охраняемых природных территорий. Особенность предложенной методологии заключается во взаимосвязанном рассмотрении урбанизированного каркаса, с одной стороны, и экологической сети, с другой, в качестве основных составляющих пространственного каркаса республики.
Приведены результаты экспериментальных исследований характера работы системы «галитовые отходы - глинисто-солевые шламы» при различных схемах их загружения. Изучение осуществлялось на опытной установке, моделирующей в масштабе 1:25 фрагмент ограждающей дамбы и шламохранилища. Показано, что в начальный момент загружения глинистосолевого шлама вся нагрузка передается на воду, в результате чего в грунтовой среде возникает избыточный напор. Последующие ступени загружения глинисто-солевого шлама зависят от времени рассеивания избыточного напора. Через 7... 10 суток после отсыпки галитовых отходов на глинисто-солевые шламы происходит их упрочение с образованием слоя грунта с частичной кристаллизацией.
МЕТАЛЛУРГИЯ. МЕТАЛЛООБРАБОТКА. МАШИНОСТРОЕНИЕ
Описан способ изгиба узкой высокой полосы на ребро методом гибки-прокатки в валках, вращающихся с разными окружными скоростями. Предложено уравнение для определения зависимости обжатия, необходимого для обеспечения изгиба полосы, от величины контактного трения. Проведен теоретический расчет и выполнена экспериментальная проверка полученных данных.
Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что, изменяя величину обжатия и коэффициента контактного трения, можно добиться изгиба полосы по всей длине на необходимый радиус.
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА
Рассматриваются вопросы контроля геометрических параметров торовых поверхностей. Обозначаются проблемы, связанные с контролем поверхностей высших порядков. Предлагается новая уникальная методика контроля геометрических параметров номинально торовых поверхностей по 5, 7, 9 контрольным точкам. Предложенная методика отличается универсальностью, низкими вычислительными затратами и высокой точностью. Описывается программное обеспечение, составленное с использованием предложенной методики и использующееся для проведения вычислительного эксперимента.
Предложен новый нейросетевой алгоритм синтеза программных движений роботов- манипуляторов, который в отличие от известных позволяет построить свободную от столкновений траекторию в трехмерном конфигурационном пространстве. Алгоритм основан на нейросетевой модели гармонической функции. Эффективность предложенного подхода подтверждается примерами практического применения при программировании промышленных роботов.
Данная статья посвящена разработке алгоритма для решения задачи аналитического конструирования оптимального регулятора для линейно-квадратичного функционала с заданными граничными условиями методом построения функции Кротова. Данная методика может быть использована для построения ресурсосберегающих технологий при выдержке металла в печи. В статье используются новые методы оптимизации, не имеющие аналогов.
ТРАНСПОРТ
Разработаны расчетная схема и математическая модель, а также изложена методика динамического расчета системы подготовки сжатого воздуха с двухадсорберным воздухоосушителем. Приведены результаты расчета динамических характеристик системы подготовки сжатого воздуха и предложены практические рекомендации по разработке и применению воздухоосушителей.
В данной статье рассматривается способ диагностирования электронных систем впрыска бензинового двигателя по длительности открытого состояния форсунок. Приводится сравни-тельная характеристика измерения длительности открытого состояния форсунок в относительной и абсолютной форме, а также их математическая взаимосвязь. Рассматривается влияние величины длительности открытого состояния форсунок на часовой расход топлива в математическом выражении. Даются практические рекомендации по диагностированию электронной системы впрыска бензинового двигателя с использованием показателя длительности открытого состояния форсунок.
ЭНЕРГЕТИКА
Рассматривается комплексный подход к энеготехнологической модернизации производства асфальтобетонной смеси, которая коренным образом изменяет структуру асфальтобетонного производства.
Приведены особенности теплового расчета газомазутной горелки для двухступенчатого сжигания жидкого топлива. Получены зависимости для определения в продуктах газификации мазута содержания СО, Н2, С02 и углерода.
Целью настоящей работы является обоснование конструкции низконапорной гидротурбины, у которой КПД на 10... 15 % выше, чем, например, у водяного колеса.
Проведены теоретические исследования противодействия крутящему моменту лопасти рабочего колеса гидротурбины при ее вхождении в поток воды и выходе из него.
Изготовлена модель разработанной гидротурбины, которая будет испытана в гидравлическом лотке БНТУ.
ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Представлена методика обоснования рациональных размеров товарно-материальных запасов, приведен конкретный пример их расчета. Построена диаграмма движения запаса, позволяющая оперативно управлять им.
Рассмотрены практические аспекты в сфере создания, правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Представлена классификация и описание объектов интеллектуальной собственности. Сделан анализ видов охранных документов и сроков действия исключительных прав на объекты авторского права и промышленной собственно-
Современные условия хозяйствования требуют использования новых подходов к управлению предприятием. Проведенный анализ показал недостаточность существующих методов управления в авторемонтном производстве. Предлагается использовать нетрадиционные для отечественной практики экономические методы: контроллинг, управление по целям и стратегию как определяющие методы для возможности гибкого реагирования на потребности рынка.
Содержится критический анализ категории «собственность».
Последняя трактуется автором как единство экономического содержания и юридической формы.
Рассматриваются недостатки в организации производственного процесса и предлагаются меры для достижения его высокой эффективности и конкурентоспособности.
ISSN 2414-0392 (Online)