МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
Пространственное распределение интенсивности излучения в различных установках лазерного излучения непрерывного действия зависит от многих факторов, в первую очередь от конструктивных особенностей установок. Для повышения точности описания распределения интенсивности многомодового лазерного излучения предлагается экспериментально-теоретическая модель, в основу которой положено построение сдвигового представления экспериментального распределения интенсивности лазерного излучения с любой наперед заданной степенью точности, в виде суперпозиции базисных функций. Данная модель обеспечивает ошибку аппроксимации всего 2,2 % по сравнению с 24,6 % и 61 % соответственно для равномерной и гауссовской аппроксимаций. Использование представленной модели позволит более точно учесть особенности взаимодействия излучения с обрабатываемой поверхности, повысить точность результатов расчета температурного поля при математическом моделировании процесса лазерной обработки. Представлены методика экспериментального исследования распределения интенсивности лазерного излучения для конкретного источника и математический аппарат для вычисления параметров распределения по пятну нагрева интенсивности лазерного излучения в зависимости от расстояния в радиальном направлении.
Отражены этапы разработки прецессионного редуцирующего механизма для электропривода сельскохозяйственной лебедки. Даны формулы для расчета основных параметров, при которых обеспечивается минимум механических потерь в прецессионном зацеплении, а также максимально возможная плавность вращения выходного звена. Приведены результаты компьютерных исследований, заводских и эксплуатационных испытаний прецессионного редуцирующего механизма.
Приведен расчет статической и динамической составляющих перемещений стержня, прикрепленного к упругому элементу. Предложена математическая модель динамических процессов стержня, подкрепленного к пружине. Полученные уравнения на основе решения волнового уравнения позволяют оценить влияние упругих свойств пружины на перемещение стержня. На основе полученных результатов предложены устройства и ультразвуковая система с упругим элементом.
Представлена динамическая модель гидромеханического рулевого управления автомобиля, оснащенного рулевым механизмом, совмещенным с гидроусилителем и роторным распределителем.
Для принятой расходной характеристики роторного распределителя математическая модель позволяет анализировать переходные процессы при различных сочетаниях кинематических возмущений и силовых факторов, а также определять функциональную пригодность системы, в том числе при наличии механических и гидравлических люфтов.
Модель может быть рекомендована для проверки систем управления, содержащих звенья с нелинейными характеристиками для контроля и определения точек диагностики, например расходов и давлений для технологий полунатурных исследований.
Предложены схемы анодных процессов, учитывающие природу металлов, анионный состав, pH раствора электролита и анодный потенциал при электроимпульсном полировании коррозионностойких и конструкционных углеродистых сталей.
Показано и экспериментально подтверждено, что в условиях электроимпульсного полирования анодное растворение металлов, входящих в состав коррозионностойких и конструкционных углеродистых сталей, происходит по механизму комплексообразования через ряд последовательных или последовательно-параллельных промежуточных стадий. На первой стадии на поверхности металлов образуются адсорбционные комплексы с участием хемосорбированных молекул воды. В последующих стадиях принимают участие анионы раствора электролита и (или) молекулы воды. На заключительной стадии растворения на поверхности анода образуются растворимые в воде соединения, которые при переходе в раствор диссоциируют на простые ионы.
Установлено, что при электроимпульсном полировании в растворении компонентов коррозионностойких и конструкционных углеродистых сталей значительную роль играют химические процессы, а анодное растворение металлов происходит в области смешанной электрохимической и диффузионной кинетики. Диффузионные ограничения возникают в результате затрудненного ионного массопереноса через поверхностные солевые, оксидные и гидроксидные адсорбционно-фазовые пленки.
МЕТАЛЛУРГИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, МЕТРОЛОГИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
Разработан метод генерирования стабильных измерительных модулированных сигналов специальной и произвольной форм в широком диапазоне несущих частот, основанный на цифровом синтезе модулирующих колебаний, обеспечивающий во всем диапазоне одинаковую относительную нестабильность несущей частоты, равную относительной нестабильности задающего генератора, не накладывающий ограничений на выбор промежуточной частоты. Синтезирована структура устройства генерирования измерительных модулированных сигналов с повышенной стабильностью несущей частоты.
Рассмотрен алгоритм управления фотоэлектрической установкой с аккумуляторной батареей.
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Рассмотрен процесс измельчения доломита в центробежно-ударной дробилке. Получена аналитическая зависимость для определения скорости удара кусков каменного материала об отбойную поверхность дробилки, позволяющая оптимизировать процесс получения щебня требуемой фракции.
ТРАНСПОРТ
Предложена методика определения унификации и типизации тракторов не только внутри тягового класса, но и между классами. Методика реализована на примере колесных тракторов «Беларус».
Приведены рекомендации по повышению безопасности и качества дорожного движения на регулируемых перекрестках, касающиеся отдельных параметров светофорного регулирования, совершенствования светофорного регулирования путем оптимизации продолжительности переходного интервала в светофорном цикле, улучшения информированности и своевременного оповещения водителей о предстоящей смене сигналов светофора разделения транспортных и пешеходных потоков, дорожных условий, транспортной планировки и технических средств организации дорожного движения, а также рекомендации по применению искусственных неровностей в населенных пунктах и др.
Обеспечение безопасности эксплуатируемых автотранспортных средств имеет важнoе значение во всем мире. Для автомобильного транспорта Республики Беларусь эта проблема является также актуальной. Обеспечение высокой надежности тормозных систем автомобилей в эксплуатации – один из путей решения проблемы повышения безопасности движения.
Проводится анализ надежности тормозных систем автобусов МАЗ по итогам государственного технического осмотра в 2010 г. и анализ преждевременных возвратов с маршрутов движения автобусов МАЗ-103 и МАЗ-104 одного из автотранспортных предприятий города Минска. Рассматриваются основные причины изменения структурных параметров тормозной пневматической системы автобусов, тормозного механизма и элементов АBS.
ISSN 2414-0392 (Online)