МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
Первоначально для получения адекватной математической модели гидромеханического рулевого управления автомобиля, оснащенного рулевым механизмом, совмещенным с гидроусилителем и роторным распределителем, важным условием является получение близких к реальным текущих значений расходов в узлах гидравлической схемы, определяемых динамическим изменением проходных сечений напорных и сливных контуров в зависимости от угла поворота распределительного устройства. Обычно такие характеристики определяют экспериментально.
В статье предложена последовательность определения расходной характеристики, формируемой с учетом разнонаправленного кинематического возмущения, механических зазоров и появления гидравлического люфта с учетом заданного закона дросселирования.
Учет названых факторов позволяет получать приемлемый математический аналог гидромеханического рулевого управления для проведения полноценных исследований.
Рассмотрена модернизация российских двигателей Ярославского моторного завода, установленных на грузовых тягачах, бортовых автомобилях и автокранах «Машека», сконструированных на базе автомобилей МАЗ. Модернизация позволит существенно повысить мощность, уменьшить расход топлива, снизить токсичность выхлопных газов и уровень шумности двигателей.
Рассматривается вопрос рационального выбора материалов пар трения для подшипников скольжения горнодобывающего оборудования, смазываемых нанодисперсным магнитным маслом. Приведены методики испытаний, оборудование, технологии получения новых антифрикционных материалов (полимерных, керамических, аморфных) и полученные результаты.
НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ
Представлены результаты влияния модификаторов различной природы и состава, подвергнутых влиянию термической обработки, на служебные характеристики одинарных и бинарных композиций. Обоснованы характер взаимодействия в объеме дисперсных частиц глин и зависимость свойств покрытий от массового их содержания в олигомерных и полимерных матрицах. Приведены данные, подтверждающие увеличение твердости покрытий на 15–20 %, в составе которых содержатся термообработанные дисперсные частицы глин.
Разработана технология получения пористых порошковых материалов на основе сферических частиц порошка коррозионностойкой стали 12Х18Н10Т путем нанесения на них технологических покрытий – конденсата из слоистых и композиционных нанослоев Si и (Si + С) или Si и (Мо + Si), деформация которых в точках контакта сферических частиц при давлении ниже предела текучести порошка стали (ниже 200 МПа) создает условия формования прессовки с достаточным уровнем прочности, а последующее реакционное спекание, протекающее с экзотермической реакцией в покрытии, обеспечивает спекание частиц при локальном их разогреве в диапазоне температур 1100–1200 оС.
ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ
Установлено, что существующие дозаторы для минеральных удобрений не в полной мере отвечают техническим требованиям. Для получения устойчивого и надежного дозирования туков требуются разрушение сводов над выпускными окнами, принудительная их подача к дозаторам.
Результаты теоретических исследований коническо-винтового ворошителя-сводообрушителя минеральных удобрений позволили установить взаимозависимости пути перемещения элементарного объема минерального удобрения по витку винтовой спирали ворошителя и ее относительной скорости от конструктивных и технологических параметров, таких как угол образующей конуса к его оси, угол подъема винтовой линии, радиус винтовой поверхности, коэффициенты внешнего и внутреннего трения и угловая скорость. Варьируя каждый из указанных параметров, можно выбрать их оптимальные сочетания в зависимости от принятого критерия эффективности ворошения.
Рассмотрен процесс взаимодействия колесного трактора с навесным орудием при переездах неровностей рельефа. Получена аналитическая модель малых линейных и угловых взаимодействий трактора и навесного орудия в продольно-вертикальной плоскости. Обоснованы предложения по взаимному расположению центров орудия и трактора для обеспечения продольной устойчивости агрегата в целом. Даны рекомендации по настройке длины верхней тяги и созданию системы регулирования.
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Рассматривается проблема загрязнения рек при строительстве и капитальном ремонте мостовых сооружений и предлагаются пути ее решения. Определены основные источники и виды загрязнения. Приведены рекомендации по уменьшению загрязнения рек при строительстве, ремонте и содержании мостов.
ТРАНСПОРТ
Рассмотрены потребительские свойства колесных тракторов семейства «Беларус», их комплексные и единичные показатели. Предложен системный метод определения системообразующих параметров проектируемых тракторов.
Зубчатое зацепление с высоким коэффициентом перекрытия обладает иными свойствами, чем зацепление стандартного исходного контура. Оно характеризуется повышенной нагрузочной способностью. В представленной статье проблема концентрации напряжений в ножке зуба решена методом граничных элементов. Корпус коробки передач с зубчатыми передачами многопарного зацепления остался серийным. Результаты реализованы в опытной коробке передач трактора «Беларус-1523».
ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
На основе проведенных исследований промоделирован процесс щелочной варки в присутствии солей некоторых металлов переменной валентности. Установлено, что оптимизация щелочной (сульфатной) варки зависит от химической природы и металла и от его введенного количества в виде соли.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ISSN 2414-0392 (Online)