МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
Приведена динамика роста использования аддитивных технологий по странам и отраслям промышленности. Представлены примеры использования этих технологий для целей быстрого изготовления. Предложены конкретные шаги по ускорению внедрения технологий аддитивного производства в отечественное машиностроение.
Рассмотрены структурная схема типовой цифровой следящей системы и принцип ее работы. Изложен способ определения влияний неуравновешенной нагрузки на точность работы системы. Предложен метод компенсации влияний неуравновешенной нагрузки на работу системы. Проведены экспериментальная проверка влияний неуравновешенной нагрузки на точность работы цифровой следящей системы и компенсация этих влияний.
МЕТАЛЛУРГИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Исследована структура, химический и фазовый состав износостойких покрытий на основе оксидной керамики с включениями твердой смазки.
Разработаны порошковые среды для борирования высокой насыщающей способности, обработка в которых позволила получить на стали диффузионные покрытия с более высоким комплексом эксплуатационных характеристик по сравнению с покрытиями, получаемыми в традиционных борирующих смесях. Исследованы особенности формирования разработанных покрытий.
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, МЕТРОЛОГИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
Получено выражение для определения площади контакта плоских поверхностей инструмента и детали при обработке по методу свободного притирания. Выполнен расчет закономерностей изменения площади контакта притирающихся звеньев в случае выхода верхнего из них за край нижнего. Показано, что изменение диаметра инструмента можно использовать в качестве одного из эффективных параметров в процессе управления формообразованием высокоточных оптических деталей с плоскими поверхностями. Обосновано, что для уменьшения опрокидывающего момента необходимо использовать наклеечный инструмент минимальной толщины, причем абразивную суспензию наносить на центральную зону детали.
Проводится анализ основных моделей сканирующих цифровых аппаратов для экспресс- рентгенодиагностики травмированных пациентов на основе обзорных рентгеновских изображений. Вносятся предложения по совершенствованию конструкции и программного обеспечения сканирующих цифровых аппаратов, предназначенных для работы в травматологических отделениях.
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Бетонные образцы были получены в результате испытаний методами механики разрушения, проводимых 19 февраля 2012 г. на кафедре «Геотехника и строительные материалы» Ижевского государственного технического университета.
После испытаний методами механики разрушения три типа небольших образцов (обозначенные как CNT, C3 и контрольный образец) были подготовлены и прошли тестирование с применением наноиндентирования и атомно-силовой микроскопии соответственно в Институте механики материалов и конструкций и Институте автоматики и процессов управления Венского технического университета.
Описываются гидрологические условия возникновения наводнений на р. Горыни. Рассмотрены инженерные решения по предотвращению катастрофических наводнений путем бифуркации максимального стока реки посредством сооружения водоразделительной дамбы и создания на пойме незатапливаемого польдера. Разработаны формулы для расчета креплений откосов дамб каменной наброской при воздействии течений. Дан анализ существующих зависимостей для расчета крупности материала наброски для защиты откосов от действия волн. Показаны возможные пути снижения стоимости креплений с использованием отработанных автопокрышек, а также путем сооружения вдоль основной дамбы волногасящих дамбочек, закрепленных каменной наброской и кустарниковой растительностью.
Разработана технология получения термопластификата из канско-ачинского бурого угля методом термодеструкции в углеводородной среде: экстракте селективной очистки масел или смеси отработанных автомобильных масел. Угольные термопластификаты использовались для изготовления безосновных рулонных гидроизоляционных материалов. Показан экономический эффект от получения термопластификата из бурых углей.
ТРАНСПОРТ
Приводятся результаты по созданию отечественной системы мобильного мониторинга гидропривода навесных устройств применительно к энергонасыщенным тракторам «Беларус». Разработана схема системы мониторинга и установлены каналы сбора и обработки инфор-
мации. Приведены зависимости по определению остаточного ресурса гидропривода. Предлагаемая система была апробирована на тракторе «Беларус-3022» и показала свою работоспособность.
Рассмотрены основные направления модернизации землеройных машин инженерного вооружения. Представлено описание модернизированных гидравлических систем приводов технологического оборудования путепрокладчика и траншейно-котлованной машины.
Исследуется вероятность прибытия на остановочный пункт более одного маршрутного пассажирского транспортного средства (МПТС) одновременно в зависимости от интервала движения, определены зависимости вероятности прибытия более одного МПТС от интервала движения, предложены расчетные длины МПТС, методика расчета длины остановочного пункта, приведен пример расчета.
МАТЕМАТИКА
ЛОГИСТИКА
Уточнен понятийный аппарат логистики и определены основные звенья логистической системы воздушного транспорта. Приведена методика оценки эффективности логистической системы международных воздушных сообщений Республики Беларусь.
ISSN 2414-0392 (Online)