Процессы становления технического вуза и восстановления высшей сельскохозяйственной школы в Минске тесно взаимосвязаны. В2010 г. свои юбилеи отмечают Белорусский национальный технический университет и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия.
АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
В строительном материаловедении накоплен большой массив научных данных о коррозионных процессах, протекающих в бетонах конструкций АЭС (в том числе Бушерской АЭС, Исламская Республика Иран) под влиянием окружающей среды.
Этот практический материал создает предпосылки для обобщений, представления результатов в форме математических моделей, позволяющих с требуемой точностью рассчитать долговечность бетонных и железобетонных конструкций АЭС.
Разработан расчетно-графический метод проектирования состава тяжелого бетона с химическими добавками. Представлена система прогнозирования морозостойкости бетона, основанная на оценке структурно-механических характеристик материала. Показана достаточная для практических целей точность расчетов.
Разработана методика определения расчетных характеристик основных дорожно-строительных материалов (асфальтобетонов и бетонов на ОГВ) в широком диапазоне температур и скоростей деформации, позволяющая по минимальному количеству результатов испытаний получить весь спектр параметров, необходимых для расчета дорожной конструкции. Данная методика может быть полезна при проектировании состава материала и конструкции дорожной одежды при ее ремонте методом холодной регенерации на месте, так как позволяет существенно снизить количество лабораторных испытаний. Для практического применения методики она была реализована в виде компьютерной программы.
МЕТАЛЛУРГИЯ. МЕТАЛЛООБРАБОТКА. МАШИНОСТРОЕНИЕ
Рассмотрены вопросы изменения толщины стенки трубной заготовки в процессе раздачи с последующей отбортовкой за счет утонения этой стенки в зоне деформации и смятия внутренней кромки. Приведены уравнения для расчета величины утонения.
Предложена аналитическая модель топографии магнитного поля при магнитно-абразивной обработке прерывистых поверхностей. Анализ топографии позволил определить рациональную конфигурацию рабочей зоны полюсных наконечников электромагнитной системы при обработке зубчатых колес.
Рассмотрены конкретные производственные теплотехнологические процессы, для которых проблему их управления необходимо исследовать как задачу управления системами с распределенными параметрами. Предложена структурная схема решения проблемы оптимизации теплотехнологических процессов
Приведены результаты исследования зависимости диэлектрических, электромеханических и упругих свойств поликристаллов кубического нитрида бора BNпсф (сфалерит) с осью текстур [111]сф, полученных из пиролитического нитрида бора BNпг , от температуры отжига до 2173 К. Показаны особенности изменения данных свойств в областях низкотемпературного отжига 700–773 К и фазового превращения BNпг — BNпсф.
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА
Предложены способы предварительной обработки боковых поверхностей распиловочного диска перед операцией их шаржирования, обеспечивающие формирование на них благоприятного для внедрения зерен микрорельефа. Получены экспериментальные данные, отражающие влияние принятых способов обработки исходных заготовок дисков на абразивную способность и износостойкость получаемых на них методом шаржирования алмазосодержащих покрытий.
Приведено описание конструкции инструмента для шлифования шариков из хрупких материалов между нижним приводным диском и двумя кольцами. Наружное неподвижное кольцо имеет кольцевую проточку прямоугольного профиля, с помощью которой базируется непосредственно на обрабатываемых шариках и в процессе обработки самоустанавливается соосно оси вращения инструмента. Определены силы, действующие на шарики в точках контакта с инструментом с учетом трения о сепаратор, и условия скольжения шарика по рабочим поверхностям колец. Установлена зависимость для определения соотношения нагрузок на неподвижное и приводное кольца, при котором шарики скользят по двум поверхностям контакта инструмента. Даны рекомендации по выбору режимов шлифования шариков на начальной и конечной стадиях обработки.
Рассмотрены источники неопределенностей, возникающие при проведении измерений в диапазоне СВЧ. Предложены математические модели и алгоритмы расчета неопределенностей при дистанционной калибровке измерителей поглощаемой мощности, частотомеров электронносчетных.
ТРАНСПОРТ
Исследована возможность применения европейских норм проектирования сварных конструкций для рам карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Проведено сравнение результатов испытаний образцов сварных соединений из отечественных сталей с рекомендуемыми стандартами кривыми усталости. Показано, что при прогнозировании ресурса автомобильных конструкций с приемлемой для практики точностью можно использовать обобщенные характеристики сопротивления усталости типовых сварных швов.
На основе статистического материала, собранного при техническом диагностировании различных моделей грузоподъемных кранов при различных погодных условиях, находящихся в эксплуатации на Белорусской железной дороге, разработаны и внедрены нормы времени по диагностике узлов и деталей грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы в2007 г.
Статья посвящена проблеме снижения уровня шума при движении трамвая на закруглениях, а также разработан метод его уменьшения.
ЭНЕРГЕТИКА
Представлен алгоритм для оптимизации распределения тепловых нагрузок между теплоисточниками в системе централизованного теплоснабжения. Алгоритм может быть использован при разработке планов развития систем теплоснабжения городов и населенных пунктов.
Приводятся результаты экспериментальных исследований по определению индивидуальных времятоковых характеристик однополюсных автоматических выключателей бытового назначения. Анализируется разница по времени полного отключения автоматических выключателей одной серии и номинальных токов расцепителей, но разных фирм-производителей.
ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуализируется теоретико-методологическое осмысление места и роли таможенного регулирования в обеспечении торгово-транспортной деятельности в условиях мировых интеграционных процессов.
С помощью научно обоснованной аргументации, четких понятийных подходов выясняется сущность таких экономических категорий, как «таможенная политика», «таможенное регулирование», «таможенно-тарифное» регулирование, «таможенное дело».
Характеристики объекта в период строительства могут изменяться. Необходимо уменьшать негативное влияние таких изменений. Для выявления подобного влияния предлагается методика оценки стоимости объекта с динамическими характеристиками, построенная на стандартной схеме оценки рыночной стоимости здания до и после внесения изменений. Те изменения, которые после их внесения вызывают увеличение рыночной стоимости, признаются улучшениями, те, которые вызывают уменьшение или не влияют на рыночную стоимость, являются ухудшениями. В результате инвестор более взвешенно применяет рычаги управления инвестиционно-строительным проектом.
ISSN 2414-0392 (Online)