СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Исследована вибрация элементов реального жилого девятиэтажного железобетонного каркасного здания, вызванная движением поездов метро мелкого заложения. Представлена расчетная модель задачи об изгибных волнах в пределах типового фрагмента каркаса. Исследованы установившиеся колебания колонны и железобетонной плиты перекрытия, вызванные возмущающей силой, эквивалентной воздействию поездов метрополитена. Задача решена численно с помощью профессиональной КЭ-программы ANSYS. Численные результаты сопоставлены с приближенным аналитическим решением и данными полномасштабного натурного эксперимента. Предложена методика прогнозирования распространения вибрации для проектируемых зданий.
Освещаются способы исследования материалов, в частности определение класса прочности арматуры в железобетоне при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений на предмет пригодности их к дальнейшей эксплуатации.
МЕТАЛЛУРГИЯ. МЕТАЛЛООБРАБОТКА. МАШИНОСТРОЕНИЕ
Рассмотрены вопросы проектирования приспособлений для металлорежущих станков. Использован подход, базирующийся на технологиях экспертных систем. Описана гибридная экспертная система, знания которой представлены в виде продукционных правил. Рассмотрены базы знаний, предназначенные для выбора схемы базирования, а также для выбора зажимных элементов и силовых приводов станочных приспособлений. Описаны переменные условия правил баз данных. Приведен пример выбора системой структуры силового механизма станочного приспособления. Показана возможность использования экспертной системы в интегрированных системах автоматизированного проектирования технологической оснастки.
Исследованы процессы формирования, триботехнические и износостойкие свойства композиционных газотермических покрытий, дисперсно-упрочненных синтетическими алмазами и электрокорундом.
Получены двухфазные боридные покрытия на предварительно цементированной стали 20. При последующей термической обработке поверхностная твердость упрочненной стали составила 66–68 HRC.
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА
По результатам имитационного моделирования выводятся регрессионные зависимости для определения коэффициента использования оборудования в участках и линиях механообработки. Отличительными особенностями зависимостей являются универсальность и широкий охват факторов. Точность определения среднего значения коэффициента использования оборудования составляет 0,035 с доверительной вероятностью 0,95.
Рассматриваются метод и средство измерения амплитуд и периодов колебаний физического маятника с опорой качения в режиме микрокачаний, когда амплитуда колебаний существенно меньше угла упругого контакта. Установлено, что основными факторами, ограничивающими точность измерения, являются шумы измерительной цепи, вибрации основания и преобразование аналогового сигнала в цифровой. Предложена новая методика измерений, основанная на оригинальных алгоритмах обработки информации и применении известных методов статистической обработки измерительного сигнала. Получены оценки погрешностей измерения амплитуды колебаний, обусловленных дискретностью преобразования сигнала в фотоприемнике, а также влиянием шумов измерительной цепи. Показано, что применяемые методики позволяют обеспечить измерение амплитуд с погрешностью 0,2 угл. с и измерений периода с погрешностью порядка 10–4 с. Описывается оригинальное средство измерения, включающее механическое и оптическое устройства, а также электрическую цепь преобразования оптического сигнала в электрический измерительный сигнал.
Проведен анализ специфических особенностей деятельности операторов систем автоматизированного управления газораспределительных станций. Профессиональная деятельность оператора представляется в виде разработанной информационной модели. Анализируются возможные концептуальные подходы к исследованию. На основе результатов аналитического исследования описывается авторский подход к изучению проблемы снижения риска совершения ошибок в работе операторов, излагается технология достижения результатов исследования.
ТРАНСПОРТ
Приводятся результаты исследования планировочных, организационных характеристик и режимов регулирования на регулируемых пешеходных перехода, расположенных вне перекрестков на улично-дорожной сети г. Минска. Выявлены некоторые закономерности влияния исследуемых характеристик на безопасность движения пешеходов. На основании проведенных исследований разработаны практические предложения по повышению безопасности дорожного движения пешеходов в Республике Беларусь, которые приведены в статье.
Рассматривается роль технической диагностики в процессе эксплуатации машин.
ЭКОЛОГИЯ. РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
Создан интеллектуальный сенсорный модуль светоцветового контроля почвы для технологии точного земледелия, в котором реализованы функции самодиагностики, самокоррекции и самоаттестации. Разработаны электрические схемы компонентов сенсорного модуля на основе микроконтроллера, светодиодного драйвера, микросхемы интерфейса и блока приема оптических импульсов, а также алгоритм и программа работы микроконтроллера для выполнения задач управления световыми импульсами, обработки сигналов фотоприемника, приема-передачи данных, коррекции чувствительных элементов, диагностики неисправности системы и аттестации результатов контроля.
Разработана новая информационная технология автоматизации процесса государственной экологической экспертизы проектов для специалистов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Описаны: технология координатной привязки к электронным картам ГИС ситуационных планов размещения объектов хозяйственной деятельности и схем размещения источников загрязнения окружающей среды, информационная технология анализа результатов расчетов рассеяния выбросов загрязняющих веществ, функции отображения результатов расчета на электронном топографическом плане.
Приведены результаты определения количественного состава соапстока с использованием методов концентрирования и фракционного разделения центрифугированием. Получены данные газохроматографического анализа соапстока. Проведено выделение высших жирных кислот из соапстока, получены их натриевые, калиевые и цинковые соли. Изучена зависимость поверхностного натяжения водных растворов калиевого мыла от концентрации и определена его поверхностная активность.
ЭНЕРГЕТИКА
Рассматривается снижение потребления природного газа путем стабилизации энергетических характеристик ГТУ в летнее время, когда отмечается их ухудшение из-за повышения температуры окружающей среды, а также возможность использования избытка тепловой энергии, имеющего место в неотопительный период, для сохранения мощности и КПД ГТУ, что дает достаточную экономию первичного топлива.
Анализ опубликованных работ отечественных и зарубежных ученых показывает, что возрастающий общемировой дефицит энергии, исчерпаемость ископаемого органического и ядерного топлива, химическое и радиоактивное загрязнение окружающей среды являются основными аргументами в пользу всестороннего исследования и широкого внедрения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Сегодня Научный энергетический институт Вьетнама развивает самые прогрессивные биогазовые технологии на базе применения и совершенствования китайских и голландских биогазовых технологий семейного масштаба. Наиболее рациональны смешанные технологии, работающие на различных видах энергетического сырья, например энергии солнца и биогаза, так как использование солнечной энергии расширяет функциональные возможности биогазовой системы, обеспечивает работу в широком диапазоне температур, создавая необходимые параметры для требуемого технологического решения.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ
ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рассматриваются результаты пребывания группы студентов и преподавателей БНТУ на учебно-ознакомительной практике в Люблинском техническом университете.
ISSN 2414-0392 (Online)