Preview

Исследование эффективности активной подвески грузового автомобиля со вспомогательными гидравлическими цилиндрами

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-2-143-151

Аннотация

Колебания кузова автомобиля при преодолении неровностей дороги не только вызывают дискомфорт у водителя, но и негативно сказываются на качестве перевозимого груза. Многочисленные проведенные исследования, направленные на улучшение характеристик систем подрессоривания с целью повышения комфорта езды и устойчивости кузова автомобиля, показали, что оснащение грузовых транспортных средств активной подвеской является наиболее эффективным техническим решением для обеспечения комфортных условий труда водителя и сохранности транспортируемого груза. В данной статье акцент сфокусирован на моделировании и управлении активной подвеской грузового автомобиля в специализированном программном обеспечении с последующей оценкой ее эффективности по сравнению с традиционной пассивной подвеской. В частности, в работе представлена четвертная модель подвески автомобиля с интегрированной субмоделью вспомогательного гидравлического цилиндра, управляемого посредством программного ПИД-регулятора. Входные параметры моделируемой системы подрессоривания определялись в ходе натурных экспериментов с реальными транспортными средствами в лабораторных и дорожных условиях. Для подтверждения адекватности предложенной математической модели разработан сценарий и проведен эксперимент по измерению параметров колебаний кузова при преодолении грузовым автомобилем неровностей в режиме «пассивного» управления подвеской. Валидация модели позволила в дальнейшем сфокусироваться на исследовании эффективности активной подвески с ПИД-регулированием давления в рабочей полости вспомогательного гидравлического цилиндра и  сопоставлении полученных результатов с вариантом «пассивного» управления системой подрессоривания. Результаты исследования показали, что система активной подвески в сочетании с ПИД-алгоритмом управления давлением вспомогательного гидроцилиндра значительно улучшает оценочные показатели процесса затухания колебания кузова автомобиля. Так, время затухания колебаний кузова сокращается c 1,61 до 0,92 с, а максимальная амплитуда и среднее ускорение колебаний уменьшаются соответственно на 16,7 и 61,5 %. При этом коэффициент демпфирования системы уменьшается с 0,260 до 0,245 (приблизительно на 5,8 %), что в совокупности подтверждает эффективность разработанной в рамках данного исследования активной системы подрессоривания, а также способствует повышению общей производительности автомобиля с точки зрения устойчивости, безопасности и комфортабельности езды.

Для цитирования:


Ле В.Н., Чан Ч.Д., Дам Х.П., Харитончик С.В., Кусяк В.А. Исследование эффективности активной подвески грузового автомобиля со вспомогательными гидравлическими цилиндрами. НАУКА и ТЕХНИКА. 2025;24(2):143-151. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-2-143-151

For citation:


Le V.N., Tran T.D., Dam H.P., Kharytonchyk S.V., Kusyak V.A. Research on Truck Active Suspension Systems Effectiveness with Auxiliary Hydraulic Cylinders. Science & Technique. 2025;24(2):143-151. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-2-143-151

Просмотров: 287


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)