Preview

Оптимизация информационных потоков на основе сетевых моделей систем

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-1-5-11

Аннотация

Учебный процесс представляет собой сложную социальную систему управления, элементы которой объединяются и взаимодействуют посредством информационных потоков. При этом информационные потоки могут быть различными по назначению и виду передаваемой информации. Статья посвящена обоснованию необходимости и путей оптимизации информационных потоков, существующих в учебном процессе. Приводится анализ задач, которые существуют при организации учебного процесса на примере высшего учебного заведения, роли современных информационных технологий, обеспечивающих обучение студентов. Данный анализ также характерен для учреждений не только высшего образования, но и дополнительного образования, когда слушатели одновременно работают, заняты семьей и обучаются в основном дистанционно.  Представление учебного процесса с помощью сетевых моделей позволяет провести их формализацию в форме, удобной для оптимизации, в зависимости от поставленной задачи, соответствующей целевой функции и заданным ограничениям, учитывающим специфику каждой информационной модели учебного процесса. Рассмотрены сетевые модели организации учебного процесса, их особенности и формализация – представление в виде, удобном для моделирования и оптимизации. Проведен анализ различных видов информации, используемой в учебном процессе, методов ее количественной оценки. На основе моделей обоснованы задачи, которые существуют при оптимизации информационных потоков, и пути их решения с помощью математических методов оптимизации. Показана связь задач оптимизации информационных потоков образовательного процесса с близкими задачами применения информационных технологий в различных системах управления социальной и экономической областей.  

Об авторах

Д. А. Конопацкий
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

г. Минск



А. А. Лобатый
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Доктор технических наук, профессор

Адрес для переписки:
Лобатый Александр Александрович –
Белорусский национальный технический университет,
просп. Независимости, 65/11,
220013, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел.: +375 29 346-82-56
lobaty@bntu.by



Список литературы

1. Богуш, В. А. Информационные технологии в образовании / В. А. Богуш // Наука и инновации. 2015. № 11. С. 9–12.

2. Бровка, Г. М. Управление образовательными системами: курс лекций / Г. М. Бровка. Минск: БНТУ, 2003. 275 с.

3. Рыкова, Е. В. Компьютерные обучающие системы и информационные потоки / Е. В. Рыкова, В. Т. Рыков // Успехи современного естествознания 2004. № 3. С. 87–88. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12424 (дата обращения: 13.01.2024).

4. Юношев, А. В. Информационные потоки учебного заведения / А. В. Юношев // Научная сессия МИФИ-2005. М., 2005. Т. 12: Информатика и процессы управления. С. 19–20. URL: https://studylib.ru/doc/685245/685245/informacionnye-potoki-uchebnogo-zavedeniya (дата обращения: 13.01.2024).

5. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы / П. А. Бояджиева, Е. Ю. Игнатьева, Н. А. Матвеева [и др.]; под ред. А. М. Осипова, П. А. Бояджиевой; Российский научный фонд [и др.]. Великий Новгород, 2018. 178 с.

6. Бекман, И. Н. Информатика: курс лекций / И. Н. Бекман. URL: https://profbeckman.narod.ru/InformLekc.files/ Inf01.pdf (дата обращения: 13.01.2024).

7. Лидовский, В. В. Теория информации: учеб. пособие / В. В. Лидовский. М.: Компания Спутник+, 2004. 111 с.

8. Информационный объем текста и единицы измерения информации. URL: https://studfile.net/preview/7131838/ page:4/ (дата обращения: 13.01.2024).

9. Яковлева, Н. А. Сетевое обучение в современной педагогике / Н. А. Яковлева // Современная педагогика. 2016. № 12. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6544 (дата обращения: 26.02.2023).

10. Попова, И. Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования / И. Н. Попова // Мир науки. 2016. Т. 4, № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (дата обращения: 13.01.2024).

11. Лобатый, А. А. Сетевые модели организации учебного процесса / А. А. Лобатый, Д. А. Конопацкий // Системный анализ и прикладная информатика. 2023. № 2. С. 65–69. https://doi.org/10.21122/2309-4923-2023-2-65-69.

12. Татт, У. Теория графов: пер. с англ. / У. Татт. М.: Мир, 1988. 424 с.

13. Таха, Х. А. Введение в исследование операций: пер. с англ / Х. А. Таха. 7-е изд. М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. 912 с.

14. Лобатый, А. А. Оптимизация структуры учебного процесса при заданных ограничениях / А. А. Лобатый, Д. А. Конопацкий // Системный анализ и прикладная информатика. 2023. № 4. С. 69–73. https://doi.org/10.21122/2309-4923-2023-4-69-73.

15. Методы классической и современной теории автоматического управления: в 5 т. / под ред. К. А. Пупкова, Н. Д. Егупова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. Т. 4: Теория оптимизации систем автоматического управления. 744 с.

16. Медведев, В. А. Информационная логистика: учеб. / В. А. Медведев. М.; Вологда: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2022. 472 с.


Рецензия

Для цитирования:


Конопацкий Д.А., Лобатый А.А. Оптимизация информационных потоков на основе сетевых моделей систем. НАУКА и ТЕХНИКА. 2025;24(1):5-11. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-1-5-11

For citation:


Konopacki D.A., Lobaty A.A. Optimization of Information Flows Based on Network Models of Systems. Science & Technique. 2025;24(1):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-1-5-11

Просмотров: 326


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)