Preview

НАУКА и ТЕХНИКА

Расширенный поиск

Концепция безопасности дорожного движения в Республике Беларусь

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-2-163-171

Аннотация

Общая тенденция снижения аварийности, наблюдавшаяся в Республике Беларусь с 2010 г., в 2017–2018 гг. сменилась на обратную. Оставаясь в рамках традиционной для страны инженерной деятельности, связанной с содержанием дорог, вряд ли удастся существенно повысить безопасность дорожного движения. Необходим переход к качественно новым практикам и механизмам обеспечения безопасности дорожного движения. Для осуществления этого перехода была разработана вторая Концепция безопасности дорожного движения. Концепция базируется на системном подходе к «безопасности», который предлагает реализацию мероприятий по четырем направлениям: повышение безопасности дорожной инфраструктуры, повышение безопасности транспортных средств, обеспечение безопасных скоростей и обучение безопасных участников дорожного движения. Основной угрозой реализации системного подхода безопасности в Республике Беларусь является зацикленность заинтересованных сторон на своих узкокорпоративных интересах и нежелание учитывать общегосударственную безопасность дорожного движения. внимание в Концепции уделяется компоненту «Безопасная дорожная инфраструктура». В Концепцию включены переход к устойчивой безопасности дорожного движения и внедрение подхода «дорога, которая прощает». Также предусмотрено внедрение оценки влияния инфраструктурных проектов на безопасность движения, аудита и проверок безопасности движения, оценки рисков дорожно-транспортных происшествий, ликвидации очагов аварийности. Внедрение аудита безопасности дорожного движения считается важной вехой в переходе к подходу «дорога, которая прощает». С той же целью включена разработка интеллектуальных транспортных систем. Несмотря на то что в Концепции поставлены достаточно реалистичные цели, существуют определенные опасения по поводу возможности их достижения. Это связано со значительными институциональными проблемами, такими как отсутствие единого координирующего органа и сложность межведомственного взаимодействия.

Об авторах

Д. B. Капский
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Доктор технических наук 

Адрес для переписки:
Капский Денис Васильевич –
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь,
просп. Независимости, 66,
220072, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел.: +375 17 368-11-57
d.kapsky@gmail.com



С. В. Богданович
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Кандидат технических наук

г. Минск



Е. Н. Кот
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Кандидат технических наук

г. Минск



Л. В. Хмельницкая
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Кандидат технических наук

г. Минск



Список литературы

1. Kapsky D., Bogdanovich S., Volynets A. (2020) Implementation of the Road Traffic Safety Concept in Belarus. Varhelyi, A., Žuraulis, V., Prentkovskis, O. (eds). Vision Zero for Sustainable Road Safety in Baltic Sea Region. VISZERO 2018. Lecture Notes in Intelligent Transportation and Infrastructure. Springer, Cham., 110–119. https://doi.org/10.1007/978-3-030-22375-5_13.

2. Johansson R. (2009) Vision Zero – Implementing a Policy for Traffic Safety. Safety Science, 47 (6), 826–831. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2008.10.023.

3. Bliss T., Breen J. (2009) Implementing the Recommendations of the World Report on Road Traffic Injury Prevention. Country Guidelines for the Conduct of Road Safety Capacity Reviews and the Related Specification of Lead Agency Reforms, Investment Strategies and Safety Projects. Available at: https://www.aprso.org/sites/default/files/document/2020-07/country-guidelines-conduct-road-safety-management.pdf (accessed 04 August 2022).

4. Austroads (2015) Improving the Performance of Safe System Infrastructure. Research Report AP-R498-15. Available at: https://www.researchgate.net/profile/Chris-Jurewicz/publication/295072998_Improving_the_Performance_of_Safe_System_Infrastructure/links/56c6c91208ae8cf828ffba7a/Improving-the-Performance-of-Safe-System-Infrastructure.pdf (accessed 13 March 2018).

5. Turner B. (2013) Implementing the Safe System Approach to Road Safety: Some Examples of Infrastructure Related Approaches. Available at: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:760022/FULLTEXT01.pdf (accessed 04 August 2022).

6. McTiernan D., Turner B., Wernham R., Gregory R. (2010) Local Government and the Safe System Approach to Road Safety. Vermont South: ARRB Group Ltd.

7. Kapskii D. V., Blinkin M. Ya., Tsygankov A. A., Sushko A. A., Bakhanovich, A. G., Kuz'menko V. I., Erchak O. V., Frishchin B. V. (2017) Road Safety: Development Paradigms. Minsk, Kapital Print Publ. 264 (in Russian).

8. Varhelyi A. (2016) Road Safety Management – The Need for a Systematic Approach. The Open Transportation Journal, 10 (1), 137–155. https://doi.org/10.2174/1874447801610010137.

9. SWOV (October 2007). Background of the five Sustainable Safety Principles. SWOV Fact sheet. Leidschendam, The Netherlands. Available at: https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/20splentyforus/legacy_url/298/FS_Sustainable_Safety_background.pdf?1431368025.

10. Wegman F., Aarts L., Bax Sh. (eds.) (2008) Advancing Sustainable Safety: National Road Safety Outlook for 2005-2020. Safety Science, 46 (2), 323–343. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2007.06.013.

11. La Torre F., Saleh P., Cesolini, E., Goyat Y. (2012) Improving Roadside Design to Forgive Human Errors. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 53, 235–244 https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.876.

12. Elvik R. (2007) State-of-The-Art Approaches to Road Accident Black Spot Management and Safety Analysis of Road Networks. Report 882/2007. Available at: https://www.toi.no/getfile.php?mmfileid=9022 (accessed 04 August 2022).

13. Geurts K., Wets G. (2003) Black Spot Analysis Methods: Literature Review. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1090.8472&rep=rep1&type=pdf (accessed 04 August 2022).

14. Richards D. C. (2010) Relationship Between Speed and Risk of Fatal Injury: Pedestrians and Car Occupants. Road Safety Web Publication No 16. Department for Transport, London, UK. Available at: https://nacto.org/docs/usdg/relationship_between_speed_risk_fatal_injury_pedestrians_and_car_occupants_richards.pdf (accessed 04 August 2022).

15. Rosen E., Sander U. (2009) Pedestrian Fatality Risk as a Function of Car Impact Speed. Accident Analysis & Prevention, 41 (3), 536–542. https://doi.org/10.1016/j.aap.2009.02.002.

16. Dingus T. A., Guo F., Lee S., Antin J.F., Perez M., Buchanan-King M., Hankey J. (2016) Driver Crash Risk Factors and Prevalence Evaluation Using Naturalistic Driving data. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 113 (10), 2636–2641. https://doi.org/10.1073/pnas.151327111.


Рецензия

Для цитирования:


Капский Д.B., Богданович С.В., Кот Е.Н., Хмельницкая Л.В. Концепция безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. НАУКА и ТЕХНИКА. 2024;23(2):163-171. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-2-163-171

For citation:


Kapski D.V., Bogdanovich S.V., Kot E.N., Khmelnitskaya L.V. Road Safety Concept in the Republic of Belarus. Science & Technique. 2024;23(2):163-171. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-2-163-171

Просмотров: 338


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)