Preview

Влияние коэффициента сцепления шин с дорогой на потребляемую энергию и динамику аккумуляторных электромобилей

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-2-151-162

Аннотация

В настоящее время в экономически развитых странах электромобили рассматриваются как решение проблемного вопроса по сокращению выбросов парниковых газов от мобильных транспортных средств. Уровень потребляемой энергии электромобилем является решающим фактором, определяющим общую производительность транспортного средства на электрической тяге. В статье анализируется влияние коэффициента сцепления шин с дорогой на потребляемую энергию аккумуляторным электромобилем при эксплуатации в типичных стандартных ездовых циклах. Для оценки потребляемой энергии при движении с различными коэффициентами сцепления шин используется продольная динамическая модель электромобиля, позволяющая учитывать различные режимы вождения («эко», «комфорт», «спорт») и скольжение ведущих колес в контакте с дорожным покрытием. Разработанная модель, построенная на основе субмоделей таких основных компонентов электромобиля, как электрический двигатель и тяговая аккумуляторная батарея, включает субмодели динамики шин и кузова, а также субмодель логики действий водителя с ПИД-регулятором в цепи управления для отслеживания заданных траекторий движения транспортного средства. Для определения внешних рабочих характеристик тягового электродвигателя на различных режимах работы силового агрегата и идентификации ряда других входных параметров для математического моделирования и оценки адекватности имитационной модели была проведена серия экспериментов с легковым электромобилем VinFast Vf e34 на динамометрическом испытательном стенде. Результаты моделирования по максимальному пройденному расстоянию электромобилем на одном заряде батарей сопоставляются с экспериментальными данными завода-производителя при эксплуатации испытуемого автомобиля в стандартном европейском ездовом цикле. Предлагаются сценарии моделирования процессов разгона с различными режимами ускорения для анализа влияния коэффициента сцепления шин с дорогой на динамические характеристики электромобиля и уровень потребляемой энергии. Приводятся результаты компьютерных экспериментов по определению потребляемой электромобилем энергии при движении в различных ездовых циклах с различными коэффициентами сцепления шин с опорной поверхностью дорожного покрытия. Полученные результаты показывают значительное влияние коэффициента сцепления шин на расход потребляемой электромобилем энергии в различных ездовых циклах, особенно на дороге с низким коэффициентом сцепления.

 

Для цитирования:


Ле Н.Т., Дам П.Х., Ле Т.Х., Харитончик С.В., Кусяк В.А., Нгуен К.Т. Влияние коэффициента сцепления шин с дорогой на потребляемую энергию и динамику аккумуляторных электромобилей. НАУКА и ТЕХНИКА. 2024;23(2):151-162. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-2-151-162

For citation:


Le N.T., Dam P.H., Le T.H., Kharytonchyk S.V., Kusyak V.A., Nguyen C.T. The Influence of Road Adhesion Coefficient on Energy Consumption and Dynamics of Battery Electric Vehicles. Science & Technique. 2024;23(2):151-162. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-2-151-162

Просмотров: 594


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)