Preview

НАУКА и ТЕХНИКА

Расширенный поиск

Университет как драйвер новой промышленной политики России: оценка эффективности (на примере Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»)

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-1-67-79

Аннотация

Развитие образовательных учреждений высшего образования в рамках парадигмы «Университет 3.0» активно анализируется в научном сообществе России, Беларуси и других стран ЕврАзЭС, однако комплексную оценку роли российских университетов в достижении целей новой промышленной политики пытается дать незначительное количество ученых. В статье приведены результаты исследования, предпринятого с целью восполнить этот пробел. Цель исследования заключалась в оценке эффективности деятельности учреждений высшего образования с точки зрения их вклада в достижение целей новой промышленной политики (на примере ключевых показателей развития Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»). В ходе исследования решены следующие задачи: выполнен краткий обзор основных научных работ по теме исследования; проанализированы содержание и основные направления новой промышленной политики; выявлена роль университетов как ключевых элементов институционального механизма новой промышленной политики и функций, через реализацию которых университеты ее выполняют. Выдвинута гипотеза о несбалансированности двух ключевых направлений развития ведущих российских научно-исследовательских университетов с точки зрения их участия в приращении экономической мощи России. На основе анализа основных показателей развития Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» показано, что расширению присутствия данного вуза в национальной науке и промышленности уделяется существенно больше времени и средств, нежели повышению качества учебных программ и внедрению результатов инновационной активности в работу со студентами и аспирантами. Сделаны выводы о недостаточной проработанности теоретической модели, практических путей и средств транспорта ресурсов, инновационных решений и энергетики инноваций в образовательное пространство. Сформулированы практические рекомендации для образовательных учреждений: предложено более широко привлекать промышленные предприятия не только к аккредитации, но и к реализации образовательных программ (включая такие элементы, как практики и стажировки на промышленных предприятиях). Такой подход поможет усилить эффекты тройной спирали инноваций в подготовке инженерных кадров для реального сектора экономики.

Об авторах

М. B. Добрынина
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Россия

Кандидат политических наук, доцент

г. Москва, г. Зеленоград



Т. В. Растимешина
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Россия

Доктор политических наук, доцент

Адрес для переписки:
Растимешина
Татьяна Владимировна –
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»,
пл. Шокина, 1,
124498, г. Москва, г. Зеленоград, Российская Федерация.
Тел.: +7 901 792-47-30
rast-v2012@yandex.ru



Список литературы

1. Chiaroni, D. The open innovation journey: How firms dynamically implement the emerging innovation management paradigm / D. Chiaroni, V. Chiesa, F. Frattini // Technovation. 2011. Vol. 31, N 1. P. 34–43. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2009.08.007

2. Dahlander, L. How open is innovation? / L. Dahlander, D. M. Gann // Research Policy. 2010. Vol. 39. N 6. P. 699–709. https://doi.org/10.1016/j.respol.2010.01.013

3. Ferrary, M. Specialized organizations and ambidextrous clusters in the open innovation paradigm / M. Ferrary // European Management Journal. 2011. Vol. 29, Iss. 3. P. 181–192. https://doi.org/10.1016/j.emj.2010.10.007

4. Lichtenthaler, U. Technology Exploitation in the Context of open innovation: Finding the Right ‘Job’ for Your Technology / U. Lichtenthaler // Technovation. 2010. Vol. 30, Iss. 7–8. P. 429–435. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2010.04.001

5. Сахапов, Р. Л. Новые приоритеты промышленной политики и смена парадигмы инженерного образования / Р. Л. Сахапов, С. Г. Абсалямова // Известия КГАСУ. 2015. № 3 (33). С. 221–229.

6. Идрисов, Г. И. Промышленная политика России в современных условиях / Г. И. Идрисов. М.: Ин-т им. Е. Т. Гайдара, 2016. 160 с. (Научные труды / Фонд «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара»; № 169P).

7. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости / отв. ред. Е. Б. Ленчук. СПб.: Алетейя, 2016. 334 с.

8. Анимица, Е. Г. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты / Е. Г. Анимица, П. Е. Анимица, А. А. Глумов // Экономика региона. 2015. № 3 (43). С. 160–172. https://doi.org/10.17059/2015-3-14

9. Иноземцев, В. Л. Пределы «догоняющего» развития / В. Л. Иноземцев. М.: Экономика, 2000. 295 с.

10. Косенко, С. Г. Проблемы импортозамещения: региональный аспект / С. Г. Косенко, Е. Н. Поличкина // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–8. С. 1744–1750.

11. Куклин, А. А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ / А. А. Куклин // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-1. С. 142–145.

12. Суворова, А. П. Формирование инновационной среды как условие обеспечения научно-технологической безопасности России / А. П. Суворова // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник: материалы XXI Нац. науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В. И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2022. Вып. 17. Ч. 1. С. 731–736.

13. Ленчук, Е. Б. Национальная технологическая инициатива как фактор противостояния стратегическим угрозам и вызовам технологической безопасности России / Е. Б. Ленчук // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2015. С. 47–54.

14. Уразаева, Л. Ю. Математическое моделирование импортозамещения [Электронный ресурс] / Л. Ю. Уразаева, И. А. Галимов // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 3. Режим доступа: https://esj.today/PDF/07ECVN322.pdf. Дата доступа: 19.10.2023.

15. Суворова, А. П. Формирование мониторинга научно-технологического развития как фактора угроз социально-экономической безопасности Российской Федерации / А. П. Суворова, Н. Ю. Судакова // Инновационное развитие экономики. 2020. № 6 (60). С. 358–370.

16. Ладынин, А. И. Система индикаторов научно-технологической безопасности России / А. И. Ладынин // Мир экономики и управления. 2022. Т. 22, № 2. С. 23–35. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-2-23-35

17. Перспективы реализации концепции «Университет 3.0» в белорусской высшей школе / О. В. Авдейчик [et al.] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2023. № 207. С. 107–119. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-207-107-119

18. Нариманова, О. В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции [Электронный ресурс] / О. В. Нариманова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, № 2 (25). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=377. https://doi.org/10.23888/humJ20192350-363

19. Самарцев, С. Б. Рефлексия парадигмы непрерывного образования в университете 3.0 / С. Б. Самарцев // Вестник Белорусско-Российского университета. 2020. № 2 (67). С. 113–122. https://doi.org/10.53078/20778481_2020_2_113

20. University 3.0: A Portfolio Approach to Technology R&D Management / D. Katalevsky [et al.] // Foresight and STI Governance. 2022. Vol. 16, № 2. С. 15–30. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2022.2.15.30

21. Exploring innovation ecosystems across science, technology, and business: A case of 3D printing in China / G. Xu [et al.] // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 136. P. 208–221. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.06.030

22. Заседание Совета по науке и образованию, 23 июня 2014 г. [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/45962. Дата доступа: 16.09.2023.

23. Lin, J. Y. Shifting patterns of economic growth and rethinking development / J. Y. Lin, D. Rosenblatt // Journal of Economic Policy Reform. 2012. Vol. 15, Iss. 3. P. 171–194. https://doi.org/10.1080/17487870.2012.700565

24. Atkinson, R. The case for a national industrial strategy to counter China’s technological rise [Electronic Resource] / R. D. Atkinson // Information Technology & Innovation Foundation. 2020, 13 April. Mode of access: https://itif.org/publications/2020/04/13/case-national-industrial-strategy-counter-chinas-technological-rise/. Date of access: 19.10.2023.

25. Coe, D. T. International R&D spillovers and institutions / D. T. Coe, E. Helpman, A. W. Hoffmaister // European Economic Review. 2009. Vol. 53, Iss. 7. P. 723–741. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2009.02.005

26. Döring, Th. What do we know about geographical knowledge spillovers and regional growth? : A survey of the literature / Th. Döring, J. Schnellenbach // Regional Studies. 2006. Vol. 40, Iss. 3. P. 375–395. https://doi.org/10.1080/00343400600632739

27. Franco, C. On indirect trade-related R&D spillovers: The “Average Propagation Length” of foreign R&D / C. Franco, S. Montresor, G. V. Marzetti // Structural Change and Economic Dynamics. 2011. Vol. 22, Iss. 3. P. 227–237. https://doi.org/10.1016/j.strueco.2011.04.003

28. Dahlander, L. How open is innovation? / L. Dahlander, D. M. Gann // Research Policy. 2010. Vol. 39, Iss. 6. P. 699–709. https://doi.org/10.1016/j.respol.2010.01.013

29. Добрынина, М. В. Инженерное образование как инструмент новой индустриализации: целевой прием в инженерные вузы РФ / М. В. Добрынина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 1 (25). С. 130–135. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2020-1-130-135

30. Higher Education Systems 3.0: Harnessing Systemness, Delivering Performance / eds: J. E. Lane, D. B. Johnstone. New York: SUNY Press, 2013. 335 р.

31. Rakhmatov, Sh. A. Principal components of implementation of “University-3.0” transformation in the development of innovative-entrepreneurial activities of modern higher educational institutions / Sh. A. Rakhmatov, A. B. Nizamov // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. Art. ID: 012231. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1691/1/012231

32. Отчеты о результатах опросов обучающихся, преподавателей и работодателей об уровне удовлетворенности условиям, организацией, содержанием и качеством образовательной деятельности в рамках реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.miet.ru/upload/content/DROP/samoobsledovanie_final_20_23.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Добрынина М.B., Растимешина Т.В. Университет как драйвер новой промышленной политики России: оценка эффективности (на примере Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»). НАУКА и ТЕХНИКА. 2024;23(1):67-79. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-1-67-79

For citation:


Dobrynina M.V., Rastimeshina T.V. University as a Driver of New Industrial Policy of Russia: Efficiency Evaluation (Using the Case of National Research University of Electronic Technology). Science & Technique. 2024;23(1):67-79. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-1-67-79

Просмотров: 326


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)