Рельсовый путь с обжатием рельса
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2021-20-3-234-242
Аннотация
Проблема гашения шума на рельсовых путях, возникающего при движении поезда, решается достаточно просто, если рельс с прокладками уложить внутри продольно расположенной ленточной шпалы-механизма. Результат – слоистая рельсовая нить, состоящая из лент: лента рельса с упругими прокладками по трем сторонам, лента шпалы-механизма и балластного слоя. Единение слоев осуществляется благодаря собственной массе. Это – статика пути без внешней нагрузки. Обжатие рельса – эффективное свойство рельсовых путей – образуется в шпале-механизме под воздействием вертикальных сил с подвижками и их горизонтальных производных. При нагружении пути обжатие осуществляется многократно с последующей разгрузкой. При этом каждые предшествующие изменения условий в работе пути учитываются в дальнейшем цикле нагружения и разгрузки. Рельсовый путь с обжатием рельса – разновидность самоприспосабливающейся линейной системы, необходимая при частых изменениях нагрузки и условий эксплуатации для бесшумного исполнения функционального предназначения. Специфика такого пути в том, что движением колеса создаются вибрация рельса и шум, которые тут же гасятся обжатием с демпфированием. Баланс между возникновением шума и его гашением достигается соотношением длин плеч полушпалы как рычага. Условием появления сдвига сил обжатия в направлении от вертикального плеча полушпал служат неодинаковые осадки горизонтального плеча полушпалы L-образной формы и внецентренное ее нагружение. В результате исследований установлены преимущества рельсового пути с обжатием рельса, что является гарантом устойчивости расчетных параметров при продолжительной эксплуатации пути. Стоимость рельсового пути с обжатием рельса в результате экономии стали, снижения расходов на производство работ и эксплуатационные потребности уменьшается в два раза.
Об авторе
В. Н. СуходоевБеларусь
Кандидат технических наук, доцент
Адрес для переписки: Суходоев Валерий Николаевич – Белорусский национальный технический университет, просп. Независимости, 65/3, 220013, г. Минск, Республика Беларусь. Тел.: +375 17 293-93-04 vm3_ftk@bntu.by
Список литературы
1. Суходоев, В. Н. Ленточный путь избавления от грохота / В. Н. Суходоев // Ахова працы. 2001. № 6. С. 28–29.
2. Суходоев, В. Н. О надежности и долговечности ленточного трамвайного пути / В. Н. Суходоев // Перспектива развития новых технологий в строительстве и подготовке инженерных кадров в Республике Беларусь: Междунар. сб. науч. тр. Гомель: БелГУТ, 2005. С. 120–122.
3. Суходоев, В. Н. О прочности скрепления рельса со шпалой механизмом в ленточном трамвайном пути / В. Н. Суходоев // Инновационные технологии в строительстве автомобильных дорог, мостов и подготовке инженерных кадров в Республике Беларусь: материалы 6-й Междунар. науч.-техн. конф. Минск: БНТУ, 2008. С. 356–367.
4. Суходоев, В. Н. Результаты натурных испытаний шпалы-механизма и отрезка ленточного трамвайного пути / В. Н. Суходоев, Р. С. Юреня, В. В. Коробан // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 3-й Междунар. науч.-техн. конф. Минск: БНТУ, 2006. Т. 1. С. 405–407.
5. Суходоева, Н. В. Зависимость интенсивности шума от величины обжатия рельса / Н. В. Суходоева, А. Е. Кончиц, А. В. Трушкина // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 10-й Междунар. науч.-техн. конф. Минск: БНТУ, 2012. Т. 2. С. 225.
6. Тимошенко, С. П. Сопротивление материалов / С. П. Тимошенко. М: Наука, 1965. Т. 2. С. 18–20.
7. Соболевский, Д. Ю. Прочность и несущая способность дилатирующего грунта / Д. Ю. Соболевский. Минск: Навука i тэхнiка, 1994. 232 c.
8. Байков, В. Н. Железобетонные конструкции / В. Н. Байков, Э. Е. Сигалов. М.: Стройиздат, 1985. 368 c.
9. Суходоев, В. Н. Алгоритм и программа расчета силы обжатия рельса / В. Н. Суходоев, Л. В. Конотоп, М. В. Кравченко // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 10-й Междунар. науч.-техн. конф. Минск: БНТУ, 2012. Т. 2. С. 224.
10. Сосянц, В. Г. Рельсовые пути и дороги / В. Г. Сосянц. М: Стройиздат, 1965. С. 117, 145–148.
11. Мелентьев, Л. П. Об оптимальном соотношении механических свойств элементов верхнего строения пути / Л. П. Мелентьев // Совершенствование конструкций пути и стрелочных переводов: тр. ЦНИИ МПС. М.: Транспорт, 1973. Вып. 501. С. 31–35.
12. Смолин, Ю. П. Напряжения в земляном полотне от поездной нагрузки / Ю. П. Смолин // Известия вузов. Строительство. 1997. № 7. С. 98–101.
13. Суходоев, В. Н. Эффект обжатия нагружаемого рельса полушпалами L-образного сечения и трамвайный путь / В. Н. Суходоев, А. В. Трушкина, Н. В. Лапенок // Наука и техника. 2015. № 3. С. 79–86.
14. Рельсовый путь: пат. Респ. Беларусь № 3262: МПК Е01 В 2/00, Е 01В 21/00 / В. Н. Суходоев, А. В. Трушкина. Опубл. 30.03.2000.
15. Суходоев, В. Н. Конструкция трамвайного пути с эффектом граблей / В. Н. Суходоев // Геотехника Беларуси: наука и практика: материалы МНТК. Минск: БНТУ, 2013. Ч. 2. С. 276–290.
Рецензия
Для цитирования:
Суходоев В.Н. Рельсовый путь с обжатием рельса. НАУКА и ТЕХНИКА. 2021;20(3):234-242. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2021-20-3-234-242
For citation:
Sukhodoev V.N. Rail Track with Rail Compression. Science & Technique. 2021;20(3):234-242. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2021-20-3-234-242