Прогнозирование ровности дорожных покрытий
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2021-20-3-216-223
Аннотация
При проектировании дорожных одежд применяется сложная система алгоритмов, основанных на математических вычислениях и инженерных решениях, с расчетом оценочных критериев. Именно соблюдение нормированных требований по расчетным критериям позволяет считать конструкцию дорожной одежды надежной, а автомобильную дорогу безопасной и удобной для движения транспорта в течение принятого срока службы. При расчете на прочность, исходя из прогнозной интенсивности движения и состава потока транспортных средств, проводится расчет по основным критериям: допускаемому упругому прогибу, сдвигу в слоях из неукрепленных материалов и в асфальтобетоне, а также по предельным растягивающим напряжениям в монолитных материалах с заданным уровнем надежности. Однако в принятых концепциях расчета прочности и надежности дорожных одежд непосредственно учитывается только силовое воздействие. Для учета факторов окружающей среды необходимо разработать комплексный показатель результирующего воздействия всех факторов. В статье приведен комплекс факторов, влияющих на безопасность движения транспорта, на дорожные деформации и высоту неровности, в частности на увеличение динамического воздействия на дорогу и амплитуду колебания колеса автомобиля на дороге с неровной поверхностью (при отрыве от поверхности дороги), совпадение частоты колебаний автомобиля с собственными частотами колебаний дорожной одежды и, как следствие, на поведенческие особенности вождения. Обоснованы доводы о том, что в прогнозных моделях не учитывается ряд факторов, оказывающих существенное влияние на процессы формирования необратимой деформации в слоях материалов дорожных конструкций.
Об авторах
Ю. B. БуртыльБеларусь
Инженер
г. Минск
М. Г. Солодкая
Беларусь
г. Минск
Я. Н. Ковалев
Беларусь
Доктор технических наук, профессор
Адрес для переписки: Ковалев Ярослав Никитич – Белорусский национальный технический университет, просп. Независимости, 65, 220113, г. Минск. Тел.: +375 17 237-38-81 ftk75@bntu.by
Список литературы
1. Солодкая, М. Г. Исследование параметров колебаний в зоне контакта автомобиля с дорогой / М. Г. Солодкая, Я. Н. Ковалев // Наука и техника в дорожной отрасли. 2019. № 4. С. 26–29.
2. Исследование влияния дорожных неровностей на режим движения автомобиля с помощью электронных машин непрерывного действия / Ю. В. Беленький [и др.] // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1965. № 10. С. 128–133.
3. Barksdale, R. D. Laboratory Evaluation of Rutting in Base Course Materials / R. D. Barksdale // Proceedings of the 3rd International Conference on Asphalt Pavements, London, Sept. 11–15, 1972. London: University of Michigan, 1972. Р. 161–174.
4. Leng, J. Characteristics and Behavior of Geogrid-Reinforced Aggregate under Cyclic Load / J. Leng. USA: North Carolina, North Carolina State University, 2002. 152 p.
5. Сheung, L. W. Laboratory Assessment of Pavement Foundation Materials / L. W. Сheung. United Kingdom: Nottingham, the University of Nottingham, 1994. 224 р.
6. Fatigue Performance of Interfaces and Longitudinal Top-Down Cracking in Multilayered Pavements / C. Petit [et al.] // Road Materials and Pavement Design. 2009. Vol. 10, No 3. Р. 609–624.
7. Wolff, H. Incorporating Elastic-Plasticity in Granular Layer Pavement Design Institution of Civil Engineers Transport / H. Wolff, A. Visser // Proceedings of Institution of Civil Engineers Transport. London, 1994. Р. 259–272.
8. Буртыль, Ю. В. Критерии эксплуатационной надежности автомобильных дорог с нежесткими дорожными одеждами / Ю. В. Буртыль // Автомобильные дороги и мосты. 2012. № 2. С. 21–31.
9. Дороги автомобильные общего пользования. Диагностика. Определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI. Общие требования и порядок проведения: СТО МАДИ 020665171–2006. Введ. 15.08.2006. М., 2006. 42 c.
10. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий: СТ РК 1219–2003. Введ. 01.01.2005. Астана, 2005. 27 с.
11. Безопасность автомобильных дорог: ТР ТС 014/2011. Введ. 15.02.2015. М.: Мин-во транспорта Рос. Федерации, 2015. 40 c.
12. Автомобильные дороги. Нормы проектирования: ТКП 45-3.03-19–2006 (02250). Введ. 01.07.2006. Минск: Минстройархитектуры, 2006. 47 с.
13. Бахрах, Г. С. Сопоставительная модель оценки срока службы дорожных одежд нежесткого типа по критерию усталостного растрескивания при их конструировании / Г. С. Бахрах // Труды ГП «РосдорНИИ». М., 1998. Вып. 9. С. 51–59.
14. Петкявичюс, Э. Анализ и оценка показателей качества асфальтобетонных покрытий автомагистралей Литвы / Э. Петкявичюс, Р. Петкявичюс // Вестник БНТУ. 2006. № 1. С. 21–26.
Рецензия
Для цитирования:
Буртыль Ю.B., Солодкая М.Г., Ковалев Я.Н. Прогнозирование ровности дорожных покрытий. НАУКА и ТЕХНИКА. 2021;20(3):216-223. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2021-20-3-216-223
For citation:
Burtyl Yu.V., Salodkaya M.G., Kovalev Ya.N. Predicting the Evenness of Road Surfaces. Science & Technique. 2021;20(3):216-223. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2021-20-3-216-223