Стимулирование производства товаров интенсивного обновления
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2020-19-2-139-147
Аннотация
Задачей исследований автора являлось развитие теоретико-методологических основ стимулирования производства товаров интенсивного обновления в Республике Беларусь в контексте повышения конкурентоспособности предприятий. Для достижения этой цели были уточнены понятия «конкурентоспособность предприятия», «стимулирование производства товаров интенсивного обновления». Материалом для написания статьи послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, данные отчетов НИР, выполняемых автором, а также программы развития промышленности и официальные заявления государственных управленцев. В рамках исследования применялись общенаучные методы (анализ, синтез, единство исторического и логического), системный подход. Обоснована недопустимость сведения сущности конкурентоспособности предприятия к его конкурентоспособности на отдельных рынках товаров и услуг. Повышение конкурентоспособности предприятия рассматривается в качестве результата его субъектной активности как реакции на меры экономического стимулирования на различных уровнях (как внешние, так и внутренние). Это позволило определить конкурентоспособность предприятия как его адаптационные, инновационные, кадровые, организационно-управленческие, технико-технологические и воспроизводственные характеристики, обеспечивающие на основе комбинации имеющихся хозяйственных ресурсов приобретение и сохранение сравнительных преимуществ, определяемых по результатам взаимодействия с иными субъектами. Экономическое стимулирование производства товаров интенсивного обновления рассмотрено на различных уровнях. Представлена широкая трактовка стимулирования производства товаров интенсивного обновления как создания экономических, институциональных и организационно-правовых условий, способствующих повышению конкурентоспособности отечественной легкой промышленности и индустрии моды. В результате проведенного исследования предложены стимулирующие развитие производства товаров интенсивного обновления меры, обоснована их роль в повышении конкурентоспособности предприятий.
Ключевые слова
Об авторе
Т. B. СергиевичБеларусь
Кандидат экономических наук
Адрес для переписки: Сергиевич Татьяна Владимировна – Белорусский национальный технический университет, просп. Независимости, 65, 220013, г. Минск, Республика Беларусь. Тел.: +375 17 292-93-54 economica@bntu.by
Список литературы
1. Программа развития легкой промышленности на 2015–2020 годы с перспективой до 2030 года (редакция от 24.05.2018): постановление Совета концерна «Беллегпром» от 24 мая 2018 г. Минск: Белор. госуд. концерн по произ-тву и реализ. товаров легкой пром-ти, 2018. 45 с.
2. Татьяна Лугина о белорусском льне, секонд-хенде, «Индустрии 4.0» и будущем «Беллегпрома» [Электронный ресурс] // Общенациональное телевидение. Режим доступа: https://ont.by/news/tatyana-lugina-o-belorusskom-lne-sekond-hende-industrii-40-i-budushem-bellegproma. Дата доступа: 29.08.2019.
3. Сергиевич, Т. В. Перспективы и направления развития производства товаров интенсивного обновления в Республике Беларусь / Т. В. Сергиевич // Вестник Полоц. гос. ун-та. Сер. D. Экон. и юрид. науки. 2017. № 14. С. 32–40.
4. «Беллегпром» будет производить больше стильной одежды для деловых женщин [Электронный ресурс] / Т. Лугина. БелТА. Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/bellegprom-budet-proizvodit-bolshe-stilnoj-odezhdy-dlja-delovyh-zhenschin-lugina-347589-2019/. Дата доступа: 25.07.2019.
5. Яшева, Г. А. Конкурентоспособность предприятий лег-кой промышленности: оценка и направления повышения / Г. А. Яшева, Н. Л. Прокофьева, В. В. Кваcникова. Витебск: ВГТУ, 2003. 302 с.
6. Богатырева, В. В. Теоретико-методологические основы взаимосвязи финансовых ресурсов и человеческого капитала организации / В. В. Богатырева // Вестник Полоц. гос. ун-та. Сер. D. Экон. и юрид. науки. 2011. № 6. С. 48–52.
7. Горизонтальная культура социальных взаимодействий – потенциал развития экономики и общества в XXI веке / С. Ю. Солодовников [и др.]. Минск: БНТУ, 2018. 325 с.
8. Пороховский, А. А. Обрабатывающая промышленность в сервисной экономике / А. А. Пороховский // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 6. С. 23–40.
9. Эпштейн, Д. Импортозамещение и неоиндустриализация – что необходимо делать / Д. Эпштейн // Экономист. 2016. № 2. С. 23–32.
10. Татаркин, А. Уроки зарубежного опыта импортозамещения // А. Татаркин, И. Макарова, Р. Рудаков // Экономист. 2016. № 5. С. 14–29.
11. Солодовников, С. Ю. Влияние расширения Таможенного союза на экономическую конкурентоспособность Беларуси и Армении / С. Ю. Солодовников, Т. В. Иванова // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. Минск: БНТУ, 2016. Вып. 4. С. 211–217.
12. Васюченок, Л. П. Некоторые вопросы теории развития сетевых структур / Л. П. Васюченок // Менеджмент предпринимательской деятельности: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. преподав., докторантов, аспир. и студентов, Симферополь, 12–13 апр. 2018 г. / отв. ред. Н. Д. Стахно, О. Е. Почупайло. Симферополь, 2018. С. 92–96.
13. Мелешко, Ю. В. Сети как новые формы организации производства в неоиндустриальной экономике / Ю. В. Мелешко // Актуальные проблемы развития современного общества: сб. науч. тр. Межвуз. науч. семинара, 17 мая 2019 г., Санкт-Петербург. горный ун-т. СПб., 2019. С. 202–206.
14. Tartaglione, A. M. Value Creation Process in the Fast Fashion Industry. Towards a Networking Approach [Electronic Resource] / A. M. Tartaglione, E. Antonucci // Service Dominant Logic, Networks & Systems Theory and Service Science: Integrating Three Perspectives for a New Service Agenda: the 2013 Naples Forum on Service, Naples, 2013 / E. Gummesson, C. Mele, F. Polese (eds.). Naples, 2013. 91 p. Mode of access: https://ssrn.com/abstract=2342259
15. Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
16. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. / Ф. Фукуяма. М.: Изд-во ACT, ЗАО НПП «Ермак», 2004. 730 с.
17. Солодовников, С. Ю. Проблемы и перспективы развития социального потенциала в Республике Беларусь / С. Ю. Солодовников // Проблемы управления. 2012. Т. 43, № 2. С. 95–98.
Рецензия
Для цитирования:
Сергиевич Т.B. Стимулирование производства товаров интенсивного обновления. НАУКА и ТЕХНИКА. 2020;19(2):139-147. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2020-19-2-139-147
For citation:
Serhiyevich T.V. Stimulating the Production of Intensive Renewal Goods. Science & Technique. 2020;19(2):139-147. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2020-19-2-139-147