Исследование пропорционального модулятора давления на основе линейного двигателя электромагнитного типа
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-5-440-446
Аннотация
Проведено исследование рабочего процесса пропорционального модулятора давления с линейным электродвигателем электромагнитного типа (ЛЭДЭТ). Для определения рабочих характеристик ЛЭДЭТ составлена принципиальная схема, состоящая из системы питания и управления. Система питания представляет собой автономный полумостовой инвертор. На вход преобразователя подается постоянное напряжение 12 В. Фаза двигателя питается от инвертора, в состав которого входят транзисторные ключи и диоды. Система управления автономным инвертором состоит из двух каналов – канала ограничения тока и канала линейного перемещения. Исследование основано на результатах численного и имитационного моделирования рабочих процессов ЛЭДЭТ. Численное моделирование выполнено и исследовано методом конечных элементов в среде FEMM. Геометрия модели ЛЭДЭТ заключена в область воздуха с электромагнитной проницаемостью, равной 1. Начальный радиус генерации сетки для области рабочего зазора составляет 0,5 мм, а для других областей установлен адаптивный метод генерации. Для определения непрерывной степенной функции в любой точке интервала варьирования тока i и перемещения x функции потокосцепления и электромагнитной силы аппроксимированы полиномами при помощи приложения Curve Fitting. Имитационная модель ЛЭДЭТ пропорционального модулятора построена в среде MatLab Simulink. Для решения математической модели в системе MatLab Simulink выбран неявный метод Рунге – Кутта, использующий формулы обратного дифференцирования 2-го порядка с переменным шагом. Уравнение электрической цепи фазы индукторного двигателя составлено согласно второму закону Кирхгофа. Тяговые характеристики ЛЭДЭТ получены путем перемещения запорно-регулирующего элемента (ЗРЭ) от 0 до 6 мм с шагом 1 мм при изменении магнито-движущей силы (МДС) в обмотке от 0 до 2 А с шагом 0,1 А. Установлено, что для перемещения ЗРЭ на 6 мм при скорости 40 мм/с с дискретностью 0,15 мм максимальное значение силы тока в обмотке ЛЭДЭТ равно 2,5 А. При этом значение электромагнитной силы равно 120 Н. Это позволяет повысить точность регулирования давления в тормозном приводе на 12,3 %. Предложены решения, повышающие быстродействие ЛЭДЭТ. Описаны характеристики двигателя и определены численные параметры ЛЭДЭТ. Разработанная имитационная модель позволяет исследовать функциональные свойства и динамические характеристики пропорционального модулятора с относительной погрешностью 4,07 %.
Об авторах
М. Ю. ЗалогинУкраина
Кандидат технических наук, доцент
Адрес для переписки Залогин Максим Юрьевич – Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, ул. Ярослава Мудрого, 25, 61002, г. Харьков, Украина Тел.: +375 057 707-37-69 zalogin@khadi.kharkov.ua
Б. А. Любарский
Украина
Доктор технических наук, профессор
С. Н. Шуклинов
Украина
Доктор технических наук, профессор
Н. Г. Михалевич
Украина
Кандидат технических наук, доцент
Д. Н. Леонтьев
Украина
Кандидат технических наук, доцент
Список литературы
1. Рыжих, Л. А. Особенности электронно-пневматической тормозной системы транспортных средств / Л. А. Рыжих, Д. Н. Леонтьев // Автомобильный транспорт: сб. науч. трудов. Харьков: Харьковский национальный автомобильно-дорожный ун-т, 2011. № 29. С. 68–70.
2. Анализ и выбор принципов управления электропневматическими модуляторами рабочей тормозной системы автомобилей / Д. Н. Леонтьев [и др.] // Вісник Національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут». Сер. Автомобілета тракторобудування. 2012. № 60. С. 67–72.
3. Єріцян, Б. Х. Моделювання комбінованої системи нахилу кузову швидкісного рухомого складу залізничного транспорту / Б. Х. Єріцян, Б. Г. Любарський, Д. І. Якунін // Східно-Європейський журнал передових технологій. 2016. Т. 80, № 9. С. 4–17.
4. Математична модель роботи електропривода стрілочного переводу на базі лінійного двигуна / С. Г. Буряковский [и др.] // Інформаційно-керуючі системи на залізничному транспортi. 2015. № 3 С. 59–65.
5. Thoms, E. K. The Human Aspect in the Design of Footbrake Valve / Е. К. Thoms // Braking of Road Vehicle: Conf. Proc. London, 1983. Р. 59–64.
6. Реализация интеллектуальных функций в электроннопневматическом тормозном управлении транспортных средств / А. Н. Туренко [и др.]. Харьков: ХНАДУ, 2015. 450 с.
7. Системы автоматического регулирования и практическая реализация алгоритма управления их исполнительными механизмами / С. И. Ломака [и др.] // Вісник Національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут». Сер. Транспортное машиностроение. 2009. № 47. С. 9–18.
8. Черных, И. В. Моделирование электротехнических устройств в MatLab, SimPowerSystem и Simulink / И. В. Черных. М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2008. 288 с.
9. Уайт, Д. Электромеханическое преобразование энергии / Д. Уайт, Г. Вудсон. М.: Энергия, 1964. 528 с.
10. Information on http://femm.berlios.de.
11. Имитационное моделирование электропривода на базе линейного шагового привода / Б. Г. Любарский [и др.] // Вісник Національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут». Сер. Транспортное машиностроение. 2010. № 38. С. 62–71.
12. Meeker, D. Finite Element Method Magnetics [Electronic resource] / D. Meeker. 2013. Magnetics Tutorial. Available at: http://www.femm.info/wiki/MagneticsTutorial.
13. Sylvester, P. P. Finite Elements for Electrical Engineers / Р. Р. Sylvester. Cambridge University Press, 1990.
14. ДСТУ 3649–97: Засоби транспортні дорожні. Експлуатаційні вимоги безпеки до технічного стану та методи контролю. Киев: Держстандарт України, 1998. 13 с. (Національний стандарт України).
Рецензия
Для цитирования:
Залогин М.Ю., Любарский Б.А., Шуклинов С.Н., Михалевич Н.Г., Леонтьев Д.Н. Исследование пропорционального модулятора давления на основе линейного двигателя электромагнитного типа. НАУКА и ТЕХНИКА. 2018;17(5):440-446. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-5-440-446
For citation:
Zalohin M.Yu., Liubarskyi B.A., Schuklinov S.N., Mychalevych M.G., Leontiev D.V. Study of Proportional Pressure Modulator on the Basis of Electromagnetic-Type Linear Motor. Science & Technique. 2018;17(5):440-446. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-5-440-446