АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДОРОЖНЫХ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ ТЕМПЕРАТУРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-4-282-288
Аннотация
Покрытия автомобильных дорог в процессе эксплуатации подвергаются интенсивным механическим воздействиям, ультрафиолетовому облучению, знакопеременным температурам (замораживанию и оттаиванию), высушиванию и увлажнению. В связи с этим на дорожном покрытии появляются повреждения различного вида. Наиболее характерный и опасный вид разрушений – микротрещины поверхностного слоя. Одна из основных причин их образования – воздействие погодно-климатических факторов, связанных со значительными изменениями температуры поверхности покрытия и появлением в верхнем слое больших градиентов температур. В связи с этим при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог актуально исследование напряженного состояния дорожного покрытия, вызванного температурным воздействием. Цель исследований авторов – определение допустимых градиентов температур для цементобетонного дорожного покрытия, не допускающих образования микротрещин на их поверхности, и толщины поврежденного поверхностного слоя. Выполнены расчеты дорожного покрытия при различных законах распределения температуры по его глубине. Для исследования напряженного состояния цементобетонных покрытий автомобильных дорог использован конечно-разностный метод, реализованный в компьютерной программе PARUS. Получены закономерности распределения напряжений в цементобетонном покрытии автомобильных дорог при различных температурах поверхности. Установлены допустимые градиенты температуры в верхнем слое покрытия и дана оценка толщины слоя, в котором образуются микротрещины. При расчете использован критерий прочности, основанный на процессе образования и развития микротрещин в бетоне. Возможность появления микротрещин в дорожном покрытии зависит от прочности материала, условий закрепления плиты и градиентов температур.
Ключевые слова
Для цитирования:
Пшембаев М.К., Ковалев Я.Н., Шевчук Л.И. АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДОРОЖНЫХ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ ТЕМПЕРАТУРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2017;16(4):282-288. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-4-282-288
For citation:
Pshembaev M.K., Kovalev Ya.N., Shevchuk L.I. ANALYSIS OF STRESS STATE IN UPPER LAYER OF ROAD CONCRETE PAVEMENT WITH TEMPERATURE ACTION. Science & Technique. 2017;16(4):282-288. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-4-282-288