ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАКТОРА С ГРУНТОВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ


https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-1-83-88

Полный текст:


Аннотация

В статье отражены результаты исследования процесса взаимодействия ведущего колеса с грунтовой поверхностью, приведена методика оптимизации системообразующих параметров последнего. Указанный процесс отличается рядом особенностей от процесса качения колеса по твердой поверхности. Грунтовая поверхность представляет собой смесь песчаных и глинистых частиц вместе с растительными остатками и обладает рядом физико-механических свойств, основным из которых является сопротивление почв сжатию и сдвигу. Процесс сжатия определяет глубину колеи и сопротивление движению, а процесс сдвига – сцепные свойства колеса и его касательную силу тяги. При выполнении исследований использованы законы сжатия и сдвига, предложенные профессором В. В. Кацыгиным, как наиболее адекватно отображающие реальные процессы. Движение ведущего колеса по грунтовой поверхности сопровождается буксованием. Выяснено, что наибольшая сила тяги колеса образуется не при стопроцентном буксовании, как считали до сих пор, а при 45–60 % в зависимости от категории почв. Разработанные с учетом этого обстоятельства интегральные уравнения дают возможность рассчитать тягово-сцепные качества ведущих колес проектируемого колесного трактора и оценить его тяговые, скоростные и экономические свойства. Разработана методика оптимизации системообразующих параметров колесного движителя проектируемого трактора, таких как конструктивная и сцепная массы, ширина, диаметр и давление воздуха в шине. Предложенная методика внедрена в практику проектирования колесных тракторов в ОАО «Минский тракторный завод».

Об авторах

В. В. Гуськов
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Доктор технических наук, профессор 

Адрес для переписки: Гуськов Валерий Владимирович – Белорусский национальный технический университет, ул. Я. Коласа, 12, 220013, г. Минск. Тел.: +375 17 293-95-96   trak_atf@bntu.by



А. А. Дзёма
Белорусский национальный технический университет
Беларусь
Аспирант


А. С. Колола
Белорусский национальный технический университет
Беларусь
Студент


Р. Ю. Макаренко
Белорусский национальный технический университет
Беларусь
Студент


Н. И. Зезетко
Минский тракторный завод
Беларусь


Список литературы

1. Агейкин, Я. С. Проходимость автомобилей / Я. С. Агейкин. М.: Машиностроение, 1981. 232 с.

2. Беккер, М. Г. Введение в теорию систем местность – машина / М. Г. Беккер; перевод с англ. В. В. Гуськова. М.: Машиностроение, 1973. 519 с.

3. Гуськов, В. В. Тракторы. Ч. II. Теория / В. В. Гуськов. Минск: Вышэйш. шк., 1977. 384 с.

4. Динамика системы дорога - шина - автомобиль - водитель / под общ. ред. А. А. Хачатурова. М.: Машиностроение, 1976. 536 с.

5. Ксиневич, И. П. Ходовая система почва – урожай / И. П. Ксиневич, В. А. Скотников, М. И. Ляско. М.: Агропромиздат, 1985. 304 с.

6. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Теория / В. В. Гуськов [и др.]; под общ. ред. В. П. Бойкова. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2012. 543 с.

7. Неймарк, Ю. И. Динамика неголономных систем / Ю. И. Неймарк, Н. А. Фуфаев. М.: Наука, 1967. 520 с.

8. Силаев, А. А. Спектральная теория подрессоривания транспортных машин / А. А. Силаев. М.: Машиностроение, 1971. 241 с.

9. Тракторы: теория : учебник для студентов вузов по специальности «Автомобили и тракторы» / В. В. Гуськов [и др.]; под общ. ред. В. В. Гуськова. М.: Машиностроение, 1988. 376 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гуськов В.В., Дзёма А.А., Колола А.С., Макаренко Р.Ю., Зезетко Н.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАКТОРА С ГРУНТОВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2017;16(1):83-88. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-1-83-88

For citation: Guskov V.V., Dzioma A.A., Kolola A.S., Makarenko R.Y., Zezetko N.I. INVESTIGATION OF PROCESS PERTAINING TO INTERACTION OF TRACTOR DRIVING WHEELS WITH GROUND SURFACE. Science & Technique. 2017;16(1):83-88. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-1-83-88

Просмотров: 364

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)