ВЫБОР СПОСОБА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2016-15-1-9-17
Аннотация
Даны определения процесса и способа восстановления деталей с анализом известных методов их выбора. Определены геометрические параметры и эксплуатационные свойства, которые должны быть обеспечены при восстановлении деталей. Усовершенствован выбор способа восстановления детали, позволяющий синтезировать оптимальный процесс этого восстановления по критерию расхода производственных ресурсов с учетом ограничений по качеству, производительности и безопасности. Обоснованы мероприятия, удовлетворяющие установленным ограничениям. Указана направленность технических решений, обеспечивающих полное использование остаточной долговечности деталей ремонтного фонда за счет применения без пропусков всех ремонтных размеров заготовок с уточнением их значений, равномерного снятия припуска при обработке заготовок резанием при оптимальном базировании, использования процессов нанесения покрытий только в технически обоснованных случаях, применения правки с термическим фиксированием ее результатов или всесторонним сжатием деформируемых элементов. Предложено ограничить число капитальных ремонтов агрегатов вместе с восстановлением базовых и основных деталей двумя ремонтами за весь их срок службы. Число наплавок шеек валов необходимо ограничить одной наплавкой в течение жизненного цикла детали с целью сохранения их длины в установленных пределах. Рекомендовано расширение области применения объемного пластического деформирования материала в виде термопластической раздачи или обжатия ремонтных заготовок класса «тела вращения с отверстиями», обеспечивающего припуск на обработку наружных и внутренних поверхностей под номинальные размеры без нанесения покрытий. Установлена структура материала покрытия с мелкодисперсными включениями карбидов или нитридов металлов и преимущественной ориентацией структурных составляющих перпендикулярно восстанавливаемой поверхности под влиянием отвода теплоты, которая в результате поверхностного пластического деформирования ориентирует оси волокон тангенциально в направлении относительного скольжения. Это препятствует росту усталостных радиально ориентированных трещин.
Об авторе
В. П. ИвановБеларусь
Доктор технических наук, профессор
Адрес для переписки: Иванов Владимир Петрович Полоцкий государственный университет ул. Блохина, 29, 211440, г. Новополоцк, Витебская обл., Республика Беларусь Тел.: +375 214 53-10-47 ivprem@tyt.by
Список литературы
1. Лялякин, В. П. Восстановление и упрочнение деталей машин в агропромышленном комплексе России и Беларуси / В. П. Лялякин, В. П. Иванов // Ремонт, восстановление, модернизация. 2004. № 2. С. 2–7.
2. Шадричев, В. А. Основы выбора рационального способа восстановления автомобильных деталей металлопокрытиями / В. А. Шадричев. М.-Л.: Машгиз, 1962. 296 с.
3. Шадричев, В. А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей: учеб. для вузов / В. А. Шадричев. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1976. 560 с.
4. Батищев, А. Н. Методика обоснования рационального способа восстановления изношенных деталей / А. Н. Батищев // Современное оборудование и технологические процессы для восстановления и упрочнения деталей машин: тезисы докладов на науч.-техн. конф. стран-членов СЭВ «Ремдеталь-88» (17–21октября 1988 г., г. Пятигорск). М., 1988. Ч. 1. С. 23–24.
5. Васильев, Н. Г. Выбор способа восстановления изношенных деталей / Н. Г. Васильев, И. И. Галиев, Т. Н. Васильева // Сварочное производство, 1996. №7. С. 13–15.
6. Восстановление деталей машин: справ. / Ф. И. Пантелеенко [и др.]; под ред. В. П. Иванова. М.: Машиностроение, 2003. 672 с.
7. Беллман, Р. Динамическое программирование / Р. Беллман; пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1960. 400 с.
8. Иванов, В. П. Обоснование доли годных деталей ремонтного фонда, годных для дальнейшего применения без ремонтных воздействий / В. П. Иванов, А. П. Кастрюк // Агропанорама, 2013. № 5. С. 38–44.
9. Кастрюк, А. П. Исследование возможности обработки шеек коленчатых валов под очередные ремонтные размеры / А. П. Кастрюк // Агропанорама. 2012. № 1. С. 38–41.
10. Кастрюк, А. П. Ресурсосберегающие процессы восстановления валов / А. П. Кастрюк, Т. В. Вигерина // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. № 2. С. 118–122.
11. Кастрюк, А. П. Ресурсосбережение и качество ремонта агрегатов машин с восстановлением их деталей / А. П. Кастрюк, Т. В. Вигерина. Новополоцк: ПГУ, 2012. 200 с.
12. Вигерина, Т. В. Технология восстановления коленчатых валов двигателей из высокопрочного чугуна и конструкционной стали напылением, наплавкой и поверхностным пластическим деформированием: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.02.08 / Т. В. Вигерина. Минск, 2013. 23 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иванов В.П. ВЫБОР СПОСОБА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2016;15(1):9-17. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2016-15-1-9-17
For citation:
Ivanov V.P. SELECTION OF METHOD FOR RESTORATION OF PARTS. Science & Technique. 2016;15(1):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2016-15-1-9-17