ТЕХНОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНОЙ ЗОЛЫ В МАСТИКЕ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ МОСТОВЫХ И ТОННЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Аннотация
Перспективным способом защиты мостов и тоннелей от агрессивного воздействия воды является обмазочная гидроизоляция на основе органоминерального вяжущего. Его структурная прочность может быть увеличена за счет введения частиц, сопоставимых с размерами асфальтенов, а эластичность дисперсионной среды – благодаря введению полимеров. Эти теоретические предпосылки указывают на возможность одновременного обеспечения гибкости при низких температурах и повышенной теплостойкости для мастик на основе органоминеральных вяжущих. В этой связи поставлена цель получить мастику с высокой гибкостью и повышенной теплостойкостью с применением высокодисперсной активированной торфяной золы. Для достижения указанной цели использовали: дробленую резину по ТУ 38.108035–87; дивинилстирольный термоэластпласт ДСТ-30Р-20ПС; битум марки 20/30 по СТБ ЕН 12591–2010; золу от сжигания торфа на Лидском торфобрикетном заводе; индустриальное масло широкого назначения селективной очистки с повышенным индексом вязкости; суперпластификатор – натриевую соль продукта конденсации сульфооксидата ароматических углеводородов с формальдегидом и нейтрализации гидроокисью натрия (тип 1). С применением этих материалов разработаны составы и технология приготовления органоминеральных мастик. Их испытания показали, что модификация мастик высокодисперсной торфяной золой, активированной суперпластификатором НСПКСАУсФ-1, различными полимерными добавками, содействует повышению их теплостойкости, эластичности, водонепроницаемости, а также позволяет регулировать их технологические и эксплуатационные свойства. Экспериментально подтверждено, что торфяная зола может успешно использоваться для приготовления высококачественных гидроизоляционных мастик, так необходимых для защиты мостовых и тоннельных конструкций. Это обеспечит не только большой экономический эффект, но и будет способствовать улучшению экологической обстановке в местах сжигания торфа и захоронения золы.
Об авторах
Г. Д. ЛяхевичБеларусь
Доктор технических наук, профессор
А. Г. Ляхевич
Беларусь
Кандидат экономических наук, доцент
Агабаба Ранграз Алиреза Наджиб
Иран
Аспирант
А. А. Далидовская
Беларусь
Студентка
Список литературы
1. Новые гидроизоляционные и кровельные материалы и их долговечность / А. М. Кисина [и др.]. – Л.: Энергия, 1980. – 80 с.
2. Виноградский, Д. Ю. Эксплуатация и долговечность мостов / Д. Ю. Виноградский, Ю. Д. Руденко, А. А. Шкуратовский. – Киев: Будвельник, 1985. – 104 с.
3. Проблемы долговечности железобетонных мостов / С. Г. Джигит, Ю. Л. Родин, Д. Г. Джигит // Автодорожник Украины. – 1990. – № 2. – С. 32–34.
4. Джигит, С.Г. Надіний гідроізоляційний захист - запорука довговічності транспортних споруд / С. Г. Джигит [та ін.] // Автошляховик України. – 2001. – № 2. – С. 39–42.
5. Колбановская, А. С. Исследование дисперсных структур в нефтяных битумах с целью получения оптимального материала для дорожного строительства : автореф. дис… д-ра техн. наук: 05.17.07 / А. С. Колбановская ; Московский институт нефтехимической и газовой пром-сти имени И. М. Губкина. – М., 1967. – 54 с.
6. Колбановская, А. С. Дорожные битумы / А. С. Колбановская, В. В. Михайлов. – М.: Транспорт, 1973. – 264 с.
7. Гун, Р. Б. Нефтяные битумы / Р. Б. Гун. – М.: Химия, 1989. – 432 с.
8. Руденская, И. М. Реологические свойства битумов / И. М. Руденская, А. В. Руденский. – М.: Высш. шк., 1967. – С. 3–12.
9. Руденская, И. М. Состав, структура и физико-механические свойства нефтяных битумов / И. М. Руденская, А. В. Руденский // Дороги и мосты. – 2009. – № 22. – С. 278–295.
10. Сюняев, 3. И. Реологические свойства битумов в области фазового перехода / 3. И. Сюняев, А. А. Гуреев, С. А. Бегунц // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. – 1983. – № 1. – С. 48–52.
11. Сюняев, 3. И. Физико-химическая механика дисперсных систем / 3. И. Сюняев. – М.: МИНХ и ГП имени И. М. Губкина, 1981. – 90 с.
12. Руденская, И. М. Органические вяжущие для дорожного строительства / И. М. Руденская, А. В. Руденский. – М.: Транспорт, 1984. – 229 с.
13. Киричек, Ю. А. Экспериментальные исследования свойств модифицированных битумов, применяющихся в дорожном строительстве / Ю. А. Киричек, В. В. Демьяненко, А. А. Сухоребрый // Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури. – 2008. – № 6–7. – С. 14–17.
14. Ляхевич, Г. Д. Технология и экономика вяжущих материалов с использованием кислых гудронов / Г. Д. Ляхевич, А. Г. Ляхевич. – Минск: БНТУ, 2006. – 251 с.
15. Ляхевич, Г. Д. Технология термопластификации сапропелитовых и каменных углей / Г. Д. Ляхевич, А. Г. Ляхевич. – Минск: БНТУ, 2009. – 250 с.
16. Ляхевич, Г. Д. Технология и экономика переработки вторичных резиновых материалов, включая шины с металлокордом / Г. Д. Ляхевич, А. Г. Ляхевич. – Минск: БГПА, 1999. – 244 с.
17. Ляхевич, Г. Д. Технология производства гидроизоляционных работ: методическое пособие / Г. Д. Ляхевич. – Минск: БНТУ, 2013. – 140 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ляхевич Г.Д., Ляхевич А.Г., Алиреза Наджиб А., Далидовская А.А. ТЕХНОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНОЙ ЗОЛЫ В МАСТИКЕ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ МОСТОВЫХ И ТОННЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2015;(6):79-85.
For citation:
Lyahevich G.D., Lyahevich A.G., Alireza Najib A., Dalidovskaya A.A. TECHNOLOGY AND EFFICIENT USE OF PEAT ASH IN MASTICS FOR WATERPROOFING OF BRIDGE AND TUNNEL STRUCTURES. Science & Technique. 2015;(6):79-85.