ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ГРАВИТАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Рассмотрена транспортная система одного из слабоосвоенных регионов Восточной Сибири, для которого планируются инвестиции в развитие соответствующей инфраструктуры. Эффективное использование инвестируемых средств предполагает изучение имеющегося спроса на транспортные услуги в области пассажирских перевозок, результаты которого могут быть использованы в планировании развития дорожной сети и системы автобусного сообщения.
В связи с отсутствием прямых данных об имеющемся спросе предпринята попытка его модельного описания с помощью модифицированных гравитационных моделей для определения объемов перемещения населения с использованием маршрутных автобусов и индивидуальных автомобилей между населенными пунктами. Всего в модели рассмотрено более 5000 корреспондирующих пар населенных пунктов для 86 населенных пунктов, где проживало свыше 80 % всего населения региона, из которых выделена потокообразующая часть в обьеме 60 %. Перевозки в корреспондирующих парах определяли на основе гравитационных моделей с различными функциями притяжения и использованием метода Эрроусмита для удовлетворения транспортных балансов. Наиболее адекватные результаты получены с помощью экспоненциальной функции притяжения для индивидуальных автомобилей и степенной – для маршрутизируемого пассажирского автотранспорта, что вполне согласуется с предпочтением маршрутизируемого автотранспорта для дальних перевозок. Древовидная структура имеющейся дорожной сети позволила избежать рассмотрения альтернативных маршрутов при перемещении пассажиров и непосредственно рассчитать транспортные потоки на определенных участках. Сравнение рассчитанных на этой основе транспортных потоков с имеющимися частичными данными наблюдений демонстрирует удовлетворительное совпадение на основном массиве эмпирических данных. Полученные результаты показывают эффективность подобного подхода, а сами данные могут служить ориентиром для транспортного планирования.
Об авторах
Е. А. НурминскийРоссия
Доктор физико-математических наук, профессор
И. Н. Пугачев
Россия
Доктор технических наук, профессор
Н. Б. Шамрай
Россия
Кандидат физико-математических наук
В. Н. Седюкевич
Беларусь
Кандидат физико-математических наук, доцент
Список литературы
1. Пугачёв, И. Н. Использование навигационных спутниковых систем в управлении автомобильными перевозками / И. Н. Пугачёв, Ю. И. Куликов, Г. Я. Маркелов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2011. - № 4. - C. 64-69.
2. Ortuzar, J. D. Modeling Transport / J. D. Ortuzar, L. G. Willumsen. - Wiley, 2011. -606 p.
3. Voorhees, A. M. A General Theory of Traffic Movement / A. M. Voorhees // Transportation. - 2013. - Vol. 40, №6. - P. 1105-1116.
4. Carrothers, G. A. An Historical Review of the Gravity and Potential Concepts of Human Interaction /
5. G. A. Carrothers // Journal of the American Institute of Planners. - 1956. - Vol. 22. - P. 94-102.
6. Voorhees, A. M. Forecasting peak hours of travel / A. M. Voorhees // Highway Research Board Bulletin. - 1958. - Vol. 203. - P. 37-46.
7. Wilson, A. G. A Statistical Thheory of Spatial Distribution Models / A. G. Wilson // Transportation Research. - 1967. - Vol. 1. - P. 253-269.
8. Wilson, A. G. A Family of Spatial Interaction Models and Associated Developments / A. G. Wilson // Environment and Planning A. - 1971. - Vol. 3 (1). - P. 1-32.
9. Лившиц, В. В. Математическая модель случайно-детерминированного выбора и ее применение для расчета трудовых корреспонденций / В. В. Лившиц // Автоматизация процессов градостроительного проектирования. - М.: ЦНИИП градостроительства, 1973. - C. 39-57.
10. Системный анализ и проблемы развития городов / Ю. С. Попков [и др.]. - М.: Наука, 1983. - 512 с.
11. Furness, K. P. Time Function Iteration / K. P. Furness // Traffic Engineering Control. - 1965. - No 7. - P. 458-460.
12. Arrowsmith, G. A. A Behavioural Approach to Obtaining a Doubly Constrained Trip Distribution Model / G. A. Arrowsmith // Operational Research Quarterly. - 1973. - Vol. 24, No 1. - P. 183-194.
13. Lamond, B. Bregman's Balancing Method / B. Lamond, N. F. Stewart // Transportation Research. - 1981. - Vol. 15 (B). - P. 239-248.
14. Schneider, M. H. A Comparative Study of Algorithms for Matrix Balancing / M. H. Schneider, S. A. Ze-
15. nios // Operations Research. - 1990. - Vol. 38, №3. - P. 439-455.
16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkutskstat.gks.ru. - Дата доступа:
17. Транспорт и связь : cтатистический ежегодник Иркутской области. - Иркутск: Иркутскстат, 2012. - 100 с.
Рецензия
Для цитирования:
Нурминский Е.А., Пугачев И.Н., Шамрай Н.Б., Седюкевич В.Н. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ГРАВИТАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2015;(5):39-45.
For citation:
Nurminskiy E.A., Pugachev I.N., Shamray N.V., Sedyukevich V.N. DETERMINATION OF PASSENGER-TRAFFIC FLOWS IN REGIONAL TRANSPORT SYSTEM ON THE BASIS OF MODIFIED GRAVITY MODELS. Science & Technique. 2015;(5):39-45. (In Russ.)
ISSN 2414-0392 (Online)