Preview

Ресурсное проектирование конструкционного бетона причальных сооружений на основе методов трибофатики

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-1-54-62

Аннотация

Усиление того или иного повреждающего фактора ведет к снижению прочности, или износостойкости. Взаимодействие повреждающих явлений оказывается сложным. Если к циклической нагрузке (циклическое замораживание-оттаивание, механическая усталость) добавить контактную нагрузку (трение и износ), то надежность и долговечность воспринимающей их системы может либо снизиться, либо увеличиться, либо остаться на прежнем уровне. Результаты зависят от условий взаимодействия повреждающих явлений. На стыке трибологии и механики усталостного разрушения в середине 1980-х гг. благодаря исследованиям профессора Л. А. Сосновского возникла трибофатика – наука, которая изучает не взаимное влияние отдельных повреждающих факторов, а сложное сочетание различных повреждающих явлений. В результате этого взаимодействия обнаруживается особый тип деградации конструкционного бетона причальных сооружений – комплексное износоусталостное повреждение. Условия и закономерности такого повреждения причальных сооружений изучает трибофатика. Проектирование железобетонных конструкций по предельному состоянию – традиционный метод. Для ответственных конструкций причальных сооружений целесообразно ресурсное проектирование. Технический ресурс является показателем долговечности. Это наработка объекта, в данном случае железобетонных причальных сооружений, от начала эксплуатации до наступления предельного состояния. Исследованы морские портовые сооружения на побережье дальневосточных морей, отличительной особенностью эксплуатации которых являются климатические условия острова Сахалин. На конструкции портовых сооружений воздействуют волны. В зимний период при похолодании до отрицательных температур происходит обледенение конструкций в переменном уровне воды, на них оказывают воздействие плавающие льды.

Об авторе

С. Н. Леонович
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Доктор технических наук, профессор

Адрес для переписки: 
Леонович Сергей Николаевич –
Белорусский национальный технический университет,
просп. Независимости, 65,
220013, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел.: +375 17 368-61-56    
56smits@bntu.by



Список литературы

1. Малюк, В. В. Методика обследования железобетонных конструкций портовых сооружений (о. Сахалин) / В. В. Малюк, В. Д. Малюк, С. Н. Леонович // Бетон и железобетон. 2021. № 5–6 (607–608). С. 67–74.

2. Малюк, В. В. Анализ результатов обследования железобетонных конструкций портовых сооружений (о. Сахалин, 1927-2018) / В. В. Малюк, В. Д. Малюк, С. Н. Леонович // Бетон и железобетон. 2022. № 1 (609). С. 3–9. https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-609-1-3-9.

3. Малюк, В. В. Совершенствование методов проектирования и технологии бетонных работ (на примере о. Сахалин) / В. В. Малюк, В. Д. Малюк, С. Н. Леонович // Бетон и железобетон. 2022. № 2 (610). С. 30–34. https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-30-34.

4. Сосновский, Л. А. Статическая механика усталостного разрушения / Л. А. Сосновский. Минск: Навука і тэхніка, 1987. 288 с.

5. Сосновский, Л. А. Трибофатика: износоусталостные повреждения в проблемах ресурса и безопасности машин / Л. А. Сосновский, Н. А. Махутов. Москва–Гомель: ФЦНТП «Безопасность» – НПО «Трибофатика», 2000. 304 с.

6. Сенько, В. И. Основные идеи трибофатики и их изучение в техническом университете: пособие / В. И. Сенько, Л. А. Сосновский. Гомель: УО «БелГУТ», 2005. 191 с.

7. Основы трибофатики: лабораторный практикум / под ред. Л. А. Сосновского. Гомель: БелГУТ, 1999. 44 с.

8. Снежков, Д. Ю. Неразрушающий контроль бетона в монолитном строительстве: совершенствование средств и методов / Д. Ю. Снежков, С. Н. Леонович. Минск, БНТУ, 2006. 216 с.

9. Леонович, С. Н. Алгоритм расчета долговечности железобетонных конструкций при хлоридной агрессии / С. Н. Леонович // Перспективы развития новых технологий в строительстве и подготовке кадров Республики Беларусь: сб. тр. VII Междунар. науч.-метод. семинара / под ред. Н. П. Блещика, А. А. Борисевича, Т. М. Пецольда. Брест: БрГТУ, 2001. С. 442–444.

10. Снежков, Д. Ю. Анализ методик неразрушающих испытаний конструкций бетона по действующим государственным стандартам и нормам Евросоюза / Д. Ю. Снежков, С. Н. Леонович, А. В. Вознищик // Наука и техника. 2013. № 2. С. 33–39.

11. Прочность, трещиностойкость и долговечность конструкционного бетона при температурных и коррозионных воздействиях: в 2 ч. / С. Н. Леонович, Д. А. Лит-виновский, О. Ю. Чернякевич, А. В. Степанова; под ред. С. Н. Леоновича. Минск: БНТУ, 2016. Ч. 1. 390 с.

12. Леонович, С. Н. Прочность конструкционных бетонов при циклическом замораживании-оттаивании с позиции механики разрушения / С. Н. Леонович. Брест: БГТУ, 2006. 379 с.

13. Прогнозирование долговечности железобетонных конструкций при комбионированном воздействии карбонизации и хлоридной агрессии и их восстановление / С. Н. Леонович [и др.]; под ред. С. Н. Леоновича. Минск: БНТУ, 2021. 353 с.


Рецензия

Для цитирования:


Леонович С.Н. Ресурсное проектирование конструкционного бетона причальных сооружений на основе методов трибофатики. НАУКА и ТЕХНИКА. 2025;24(1):54-62. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-1-54-62

For citation:


Leonovich S.N. Resource Design of Structural Concrete Berthing Structures Based on Tribo-Fatigue Methods. Science & Technique. 2025;24(1):54-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2025-24-1-54-62

Просмотров: 175


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)