Preview

Структурные преобразования затрат на перевозки пассажиров городским электрическим транспортом

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-3-261-266

Аннотация

Транспортные предприятия Республики Беларусь сегодня находятся на этапе преодоления последствий пандемии COVID-19 и санкционного давления, связанных с особенностями развития ее экономики. Современные условия деятельности предприятий, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, диктуют исполнителям услуг ориентироваться на структурное, организационное развитие, на повышение эффективности в удовлетворении изменяющихся запросов потребителей. Достичь экономического результата для такого рода предприятий равнозначно определению рационального соотношения затрат по производственным, материальным, финансовым и трудовым ресурсам в процессе оказания транспортных услуг. Процессы агломерации пассажирских перевозок в пригородном сообщении, урбанизации, а также появление новых технологических средств персональной мобильности усилили перестроение пассажиропотоков в обслуживании автомобильным транспортом общего пользования. В пригородных, городских пассажирских перевозках задействован чаще всего автомобильный и железнодорожный транспорт, реже – внутренний водный транспорт. Перевозки пассажиров осуществляются различными видами наземного транспорта: автобусами и электробусами, троллейбусами и трамваями, автомобилями-такси, а также транспортом, находящимся в личной собственности граждан, конкуренция между которыми зависит от отношения ценовых паритетов перевозчика и уровня доходов потребителей. Этим обусловлена необходимость пересмотра ценовых и неценовых мер гибкого реагирования транспортных перевозчиков пассажиров в процессе оказания социально значимых услуг. В приведенной статье исследована сущность услуг по перевозке пассажиров в регулярном сообщении в границах территории г. Минска применительно к современному уровню развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь. Цель проведенного исследования состояла в разработке предложений по расчету стоимости транспортной работы на выполнение перевозок пассажиров на примере парка электрического транспорта г. Минска. 

Об авторах

О. А. Синицкая
Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника»
Беларусь

Магистр

Минск



Т. А. Дойлидо
Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника»
Беларусь

Минск



Д. Н. Месник
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Кандидат экономических наук, доцент

Адрес для переписки: 
Месник Дмитрий Николаевич – 
Белорусский национальный технический университет,
ул. Я. Коласа, 12,
220013, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел.: +375 17 292-75-31
eut_atf@bntu.by



Список литературы

1. Анализ развития различных видов городского электрического транспорта в Полоцке и Новополоцке / Д. В. Капский [и др.] // Наука и техника. 2022. Т. 21, № 2. С. 150–157. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-150-157.

2. О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь, 11 янв. 2023 г., № 22 [Электронный ресурс]: постановление Министерства транспорта и коммуникаций, 19 янв. 2023 г., № 4. Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx/show_doc.fwx?rgn=147818.

3. О проведении эксперимента по оплате транспортной работы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 янв. 2023 г., № 22. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551& p0=C22300022. Дата доступа: 28.05.2023.

4. О Государственной программе «Транспортный комплекс» на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 марта 2021, № 165. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100165&p1=1. Дата доступа: 09.07.2023.

5. Месник, Д. Н. Рынок пассажирских перевозок Республики Беларусь: развитие, структурные изменения, тенденции / Д. Н. Месник, Т. В. Пильгун, О. И. Мойсак // Новая экономика. 2021. № 1 (77). С. 68–80.

6. Структура пассажирооборота в 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/okruzhayuschaya-sreda/sovmestnaya-sistema-ekolo gicheskoi-informatsii2/h-passazhirooborot/h-1-passazhiro oborot/. Дата доступа: 20.12.2022.

7. Статистический ежегодник 2020 / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. Минск: Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь, 2020. 436 с.

8. Транспорт в Республике Беларусь 2020 / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. Минск: Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь, 2020. 23 с.

9. История минского троллейбуса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tochka.by/articles/life/po_prospek tu_nezavisimosti_snova_ezdyat_trolleybusy_video/. Дата доступа: 09.07.2023.

10. Месник, Д. Н. Экономико-организационный механизм стимулирования развития экологически чистых технологий на транспорте / Д. Н. Месник, Д. А. Вечёрко // Наука и техника. 2023. Т. 22, № 3. С. 248–255. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2023-22-3-248-255.

11. Месник, Д. Н. Развитие транспортно-логистической системы в условиях формирования инновационной экономики / Д. Н. Месник. Минск: БНТУ, 2023. 282 с.

12. Об утверждении Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правил перевозок пассажиров метрополитеном [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 нояб. 2014 г., № 1088 (в ред. от 12 нояб. 2020 г., № 642). Режим доступа: https://minsktrans.by/wp-content/uploads/2021/03/1088.pdf.

13. О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, № 972, 30 июня 2008 г. Режим доступа: http://vitoperator.by/normativnye-doku menty. Дата доступа: 12.07.2023.

14. О городском электрическом транспорте и метрополитене [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 2014 г., № 141-З. Режим доступа: http://vitopera tor.by/normativnye-dokumenty. Дата доступа: 12.07.2023.

15. Перевозка пассажиров. Термины и определения: СТБ 2531–2018. Минск: Госстандарт, 2018. 60 с.

16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. Минск: Юнипак, 2014. 132 с.


Рецензия

Для цитирования:


Синицкая О.А., Дойлидо Т.А., Месник Д.Н. Структурные преобразования затрат на перевозки пассажиров городским электрическим транспортом. НАУКА и ТЕХНИКА. 2024;23(3):261-266. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-3-261-266

For citation:


Sinitskaya V.A., Doilido T.A., Mesnik D.N. Structural Transformations of Passenger Transportation Costs by Urban Electric Transport. Science & Technique. 2024;23(3):261-266. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2024-23-3-261-266

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)