Метод определения достаточности сети автомобильных дорог региона
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2023-22-4-301-307
Аннотация
Оценка состояния опорной сети автомобильных дорог региона необходима для определения уровня транспортной доступности и мобильности населения в конкретном районе. Опорная сеть автомобильных дорог – это дороги, по которым осуществляются перевозки грузов и пассажиров на личном, общественном и коммерческом транспорте. В настоящее время оценку сети автомобильных дорог производят с помощью географических, экономических, математических и общетехнических параметров. Недостатком этих способов оценки является отсутствие комплексного анализа как уровня развития опорной сети автомобильных дорог, так и транспортной доступности региона. Авторы предлагают метод аддитивного многокритериального моделирования с использованием весовых коэффициентов. Рассмотрены параметры и выбраны весовые коэффициенты, существенно влияющие на достоверность определения достаточности сети автомобильных дорог. Выполнен анализ отдельных критериев качества транспортной сети. На основании использования статистических параметров определены значения весовых коэффициентов аддитивной модели. Предложенный метод с применением аддитивной многокритериальной модели является достоверным и универсальным, что позволяет комплексно оценивать опорную сеть автомобильных дорог в совокупности с другими путями сообщения (железнодорожным, авиационным и водным транспортом). Кроме того, метод может стать частью методологии обоснования включения проектируемых автомобильных дорог в опорную сеть региона.
Об авторах
П. А. ПегинРоссия
Санкт-Петербург
Д. В. Капский
Беларусь
Доктор технических наук
Адрес для переписки:
Капский Денис Васильевич –
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь,
просп. Независимости, 66,
220072, г. Минск, Республика Беларусь
Тел.: +375 17 368-11-57
d.kapsky@gmail.com
А. А. Ильин
Россия
Санкт-Петербург
Е. В. Рунев
Россия
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Azemsha, S. A Method for Assessing the Automobilization Impact on Population Morbidity / S. А. Azemsha // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. P. 18–24. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.037.
2. Belyaev, A. I. Efficiency of Vehicle Operation / A. I. Belyaev, A. S. Afanasyev // International Journal of Economics and Financial. 2016. Vol. 6, Iss. 2. Р. 24–30.
3. Pegin, P. P. Method to Assess Accident Psychological Severity in Drivers / P. P. Pegin, O. A. Pegina // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. P. 562–566. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.152.
4. Балалаев, А. С. Транспортно-логистическое взаимодействие при мультимодальных перевозках: монография [Электронный ресурс] / А. С. Балалаев, Р. Г. Леонтьев. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012. 268 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/ryrpfb.
5. Красильщиков, И. М. Проектирование автомобильных дорог / И. М. Красильщиков, Л. В. Елизаров. М.: Транспортная компания, 2016. 215 с.
6. Пегин, П. А. Особенности транспортного планирования сети муниципальных автомобильных дорог с учетом климатических условий / П. А. Пегин, А. А. Ильин // Вестник гражданских инженеров. 2019. Т. 73, № 2. С. 131–135.
7. Ilyin, A. Features Transport Planning the Network of Municipal Roads in Northern Region / А. Ilyin, P. Pegin, K. Semenova // Transportation Soil Engineering in Cold Regions. Singapore: Springer, 2020. Vol. 1. Р. 397–401. (Lecture Notes in Civil Engineering. Vol. 49). https://doi. org/10.1007/978-981-15-0450-1_41.
8. Капский, Д. B. Разработка модели транспортных потоков на улично-дорожной сети города / Д. B. Капский, Д. В. Навой, П. А. Пегин // Наука и техника. 2019. Т. 18, № 1. Р. 47–54. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2019-18-1-47-54.
9. Menukhova, T. A. Application of Methods of the Solution of Multi-Criteria Tasks for Choosing an Effective Cargo Delivery Scheme / T. A. Menukhova, A. S. Afanasyev // International Journal of Economic Research. 2017. Vol. 7, No 14. Р. 87–94.
10. Pegin, P. The Effect of Sun Glare: Concept, Characteristics, Classification / Р. Pegin, E. Sitnichuk // Transportation Research Procedia. 2017. Vol. 20. P. 474–479. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2017.01.077.
11. Домке, Э. Р. Пути сообщения, технологические сооружения / Э. Р. Домке, Ю. М. Ситников, К. С. Подшивалова. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 400 с.
12. Неруш, Ю. М. Транспортная логистика / Ю. М. Неруш, С. В. Саркисов. М.: Юрайт, 2016. 351 с.
13. Пегин, П. А. Улучшение сети муниципальных автомобильных дорог (на примере Ленинградской области) / П. А. Пегин, А. А. Ильин // Инфокоммуникационные и интеллектуальные технологии на транспорте IITT'2018: Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Липецк, 12–13 декабря 2018 г. Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2018. Т. 2. С. 234–237.
14. Скирковский, С. В. Разработка алгоритма и компьютерной программы оптимизации параметров функционирования городского маршрутизированного транспорта / С. В. Скирковский, П. А. Пегин // Вестник гражданских инженеров. 2017. Т. 60, № 1. С. 277–287.
Рецензия
Для цитирования:
Пегин П.А., Капский Д.В., Ильин А.А., Рунев Е.В. Метод определения достаточности сети автомобильных дорог региона. НАУКА и ТЕХНИКА. 2023;22(4):301-307. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2023-22-4-301-307
For citation:
Pegin P.A., Kapski D.V., Ilyin A.A., Runev E.V. Method to Define Whether the Road Network is Sufficient for the Region. Science & Technique. 2023;22(4):301-307. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2023-22-4-301-307