Preview

НАУКА и ТЕХНИКА

Расширенный поиск

Использование цементогранулята в дорожном строительстве

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-134-141

Аннотация

Изучена возможность применения в процессе строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог цементогранулята – продукта переработки старого цементобетона и мусора, образующегося при сносе зданий  и сооружений. Использование вторичных материалов в дорожной отрасли – один из источников экономии природного сырья. При этом решаются экологические проблемы посредством утилизации старых отработанных материалов и конструкций. Исследовав характеристики цементогранулята, определена возможность его применения для устройства оснований под дорожные одежды, а также как заменителя щебня при изготовлении бетонных плит сборных покрытий. В первом случае использования цементогранулята эффективным является метод заклинки. Экспериментально подтверждено, что остатки цементного раствора на поверхности щебня, бывшего в употреблении, способствуют лучшему его заклиниванию, тем самым создавая более прочный слой основания. Чтобы оценить возможность применения цементогранулята как заменителя щебня для изготовления бетонных плит сборных покрытий, проведены стандартные исследования этого материала, подобран состав цементобетонной смеси, изготовлены  и испытаны стандартные образцы. Результаты экспериментов показали, что использование цементогранулята для таких целей вполне допустимо. В частности, средняя прочность образцов в испытанной партии оказалась равной 45,13 МПа, а гарантируемая – 35,13 МПа, что соответствует классу бетона В35. Данные показатели демонстрируют, что применение цементогранулята вполне может быть востребовано при строительстве и реконструкции местных дорог. В настоящее время, как известно, выполняется программа по повышению транспортно-эксплуатационного уровня местных дорог, а это – около 70 тыс. км. И здесь, конечно, потребуется огромное количество дорожно-строительных материалов.

Об авторах

С. И. Зиневич
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Кандидат технических наук, доцент

Адрес для переписки:
Зиневич Сергей Иванович –
Белорусский национальный технический университет,
пр-т Независимости, 65,
220013, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел.: +375 17 237-38-81
Zinev2018@gmail.com

 



А. К. Каюмов
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Аспирант

г. Минск



Д. М. Ковалев
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Инженер

г. Минск



Список литературы

1. Автомобильные дороги / Я. Н. Ковалев [и др.]. Минск: Арт Дизайн, 2006. 351 с.

2. Инновации в строительстве и эксплуатации дорожно-строительного комплекса: материалы Междунар. науч.-техн. конф. молод. ученых, аспир., магистрантов и студ., Минск, 22–23 нояб. 2017 г. / ред. А. В. Бусел и др. Минск: БНТУ, 2017. 90 с.

3. Веренько, В. А. Новые материалы в дорожном строительстве / В. А. Веренько. Минск: Технопринт, 2004. 169 с.

4. Реут, Ж. В. Цементогранулят как альтернатива природному сырью / Ж. В. Реут, С. И. Зиневич, Д. М. Ковалев // Дорожное строительство и его инженерное обеспечение: материалы Междунар. науч.-техн. конф. / редкол. С. Е. Кравченко (гл. ред.) и др. Минск: БНТУ, 2020. С. 65–70.

5. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний: ГОСТ 8269.0–97. Введ. 01.01.1999. Минск: Минстройархитектуры, 1999. 78 с.

6. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия: СТБ 2318–2013. Введ. 01.01.2014. Минск: Госстандарт, 2013. 18 с.

7. Автомобильные дороги. Правила устройства: ТКП 059.1–2020. Введ. 01.09.2020. Минск: Мин-во трансп. и коммуник. Респ. Беларусь, 2020. 76 с.

8. Автомобильные дороги. Цементобетонные основания и покрытия. Правила устройства: ТКП 45-3.03-88–2007. Введ. 20.12.2007. Минск: Минстройархитектуры, 2017. 44 с.

9. Бетоны конструкционные тяжелые. Технические условия: СТБ 1544–2005. Введ. 01.07.2005. Минск: Минстройархитектуры, 2005. 36 с.

10. Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования: ГОСТ 33174–2014. Введ. 01.07.2015. М.: Стандартинформ, 2015. 11 с.

11. Песок для строительных работ. Технические условия: ГОСТ 8736–2014. Введ. 01.04.2017. Минск: Госстандарт, 2016. 18 с.

12. Вода для бетонов и растворов. Технические условия: СТБ 1114–98. Введ. 01.01.1999. Минск: Минстройархитектуры, 1998. 20 с.

13. Бетоны. Правила подбора состава: СТБ 1182–99. Введ. 01.07.2000. Минск: Минстройархитектуры, 2000. 16 с.

14. Бетоны конструкционные тяжелые для транспортного и гидротехнического строительства. Технические условия: СТБ 2221–2020. Введ. 01.04.2021. Минск: Госстандарт, 2020. 28 с.

15. Смеси бетонные. Методы испытания: СТБ 1545–2005. Введ. 01.07.2005. Минск: Минстройархитектуры, 2005. 26 с.

16. Смеси бетонные. Технические условия: СТБ 1035–96. Введ. 01.07.1997. Минск: Минстройархитектуры, 1996. 52 с.

17. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам: ГОСТ 10180–2012. Введ. 01.07.2013. Минск: Минстройархитектуры, 2013. 36 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зиневич С.И., Каюмов А.К., Ковалев Д.М. Использование цементогранулята в дорожном строительстве. НАУКА и ТЕХНИКА. 2022;21(2):134-141. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-134-141

For citation:


Zinevich S.I., Кayumov A.К., Коvalyov D.M. Use of Cement Granulate in Road Construction. Science & Technique. 2022;21(2):134-141. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-134-141

Просмотров: 519


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)