Формирование логистического подхода к экономическому развитию дорожного хозяйства Республики Беларусь
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-1-73-81
Аннотация
В статье определены перспективные направления в экономическом развитии дорожного хозяйства, обеспечивающие рациональное использование инвестиций и совершенствование процессов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог на основе логистического подхода, а также способствующие организации безопасных и экономически выгодных перевозок грузов и пассажиров, необходимых для устойчивого экономического развития страны и повышения ее транзитного потенциала. Комплекс основных логистических принципов дополнен прикладными, применение которых позволит управлять циклом экономической деятельности в дорожном хозяйстве как единым целым. При анализе особенностей логистического подхода в исследуемой сфере установлено, что иерархия построения логистических систем обусловлена применением различных схем управляющих воздействий в зависимости от специфики функционирующих потоков каждого уровня. В основе управления макрологистической системой дорожного хозяйства лежит необходимость повышения конкурентоспособности автотранспортных услуг посредством улучшения обслуживания транспортных потоков, что ставится в зависимость от уровня развития автодорожной инфраструктуры и построения системы изменения ее состояния. Фундамент микрологистических систем формируют ресурсные потоки дорожно-строительного производства, воспринимаемые в системном единстве. Основная идея логистического подхода к экономическому развитию дорожного хозяйства проявляется через рациональное планирование (макроуровень) и реализацию (микроуровень) мероприятий по развитию и эксплуатации дорог. Требования пользователей лежат в основе выбора направлений по улучшению их состояния, что увязывает организацию работ на дорожных объектах со стратегией развития транспортно-логистической системы страны. Организация транспортировки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам согласуется с процессами производства дорожных работ, что в совокупности делает их оптимальными для каждой из сфер и формируемой системы в целом. Логистический подход обеспечивает необходимую связующую основу в управлении межотраслевыми потоковыми процессами оказания автотранспортных услуг и дорожной деятельностью, а также внутриотраслевыми – между дорожными службами в составе логистической системы.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Б. ИвутьБеларусь
Доктор экономических наук, профессор
Адрес для переписки:
Ивуть Роман Болеславович -
Белорусский национальный технический университет
ул. Я. Коласа, 12,
220013, г. Минск, Республика Беларусь
Тел.: +375 17 292-75-31
eut_atf@bntu.by
И. М. Царенкова
Беларусь
Кандидат экономических наук, доцент
Гомель
Список литературы
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/SDG/Naz_perechen_pokas_SDG/tsel-9/. Дата доступа: 01.04.2021.
2. Патракеева, О. Ю. Модели оценки влияния транспортных проектов на экономическое развитие: методологические и прикладные особенности / О. Ю. Патракеева // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17, № 5. С. 871–885.
3. Meersman, H. The Contribution of Transport Infrastructure to Economic Activity: the Case of Belgium / H. Meersman, M. Nazemzadeh // Case Studies on Transport Policy. 2017. Vol. 5, Iss. 2. Р. 316–324. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2017.03.009
4. Elburz, Z. Public Infrastructure and Regional Growth: Lessons from Meta-Analysis / Z. Elburz, P. Nijkamp, E. Pels // Journal of Transport Geography. 2017. Vol. 58. Р. 1–8. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2016.10.013
5. Ивуть, Р. Б. Оценка влияния транспортно-логистической инфраструктуры регионов Республики Беларусь на ее социально-экономические показатели / Р. Б. Ивуть, П. В. Попов, П. И. Лапковская // Наука и техника. 2020. Т. 19, № 2. С. 93–100. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2020-19-2-93-100.
6. Гольская, Ю. Н. Оценка влияния транспорта на социально-экономическое развитие регионов / Ю. Н. Гольская, И. А. Кузнецова // Известия Байкальского государственного университета. 2010. № 5. С. 61–64.
7. Рослякова, Н. А. Оценка взаимосвязи параметров транспортного комплекса региона и его экономического роста / Н. А. Рослякова // Вестник СибАДИ. 2013. Т. 33, № 5. С. 156–162.
8. Полоник, С. С. Долгосрочный прогноз развития экономики Республики Беларусь / С. С. Полоник, М. А. Смолярова // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: материалы 16-го Междунар. науч. сем., проводимого в рамках 18-й Междунар. науч.-техн. конф. «Наука – образованию, производству, экономике», Минск, 26 марта 2020 г. Минск: Право и экономика, 2020. С. 34–37.
9. Царенкова, И. М. Современные тенденции развития рынка международных автомобильных перевозок Республики Беларусь / И. М. Царенкова, И. А. Масловская // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности): междунар. сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т трансп.; под ред. В. Г. Гизатуллиной. Гомель, 2019. Вып. 12. С. 160–166.
10. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrans.gov.by/ru/obshchestvennye-obsuzhdeniya/. Дата доступа: 31.03.2021.
11. О введении в 2021 году временных ограничений нагрузок на оси транспортных средств, самоходных машин [Электронный ресурс]: постановление Мин-ва трансп. и коммуник. Респ. Беларусь от 1 марта 2021 г. № 4 // РУП «Белдорцентр». Режим доступа: http://beldor.centr.by/2021/03/18-03-21-2/. Дата доступа: 01.04.2021.
12. Быков, А. А. Декомпозиция факторов экономического роста, основанного на спросе, с применением методологии межотраслевого баланса / А. А. Быков, Т. В. Шаблинская // Белорусский экономический журнал. 2020. № 1. С. 4–21.
13. Данильченко, А. В. О развитии креативной экономики в Республике Беларусь / А. В. Данильченко, Е. В. Бертош // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: материалы 15-го Междунар. науч. сем., проводимого в рамках 17-й Междунар. науч.-техн. конф. «Наука – образованию, производству, экономике», Минск, 24–25 янв. 2019 г. Минск: Право и экономика, 2019. С. 18–19.
14. Шимов, А. В. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / А. В. Шимов // Белорусский экономический журнал. 2014. Т. 67, № 2. С. 4–15.
15. Шумилин, А. Г. Состояние и перспективы технологического развития для экономики Республики Беларусь / А. Г. Шумилин // Бизнес в законе. 2015. № 6. С. 246–252.
16. Филипцов, А. М. Отраслевая политика экономического развития: методология, теория, практика / А. М. Филипцов. Минск: Белор. гос. экон. ун-т, 2019. 48 с.
17. Царенкова, И. М. Интеграция дорожного хозяйства и автомобильного транспорта в логистических системах / И. М. Царенкова, Р. Б. Ивуть. Гомель: БелГУТ, 2018. 194 с.
18. Царенкова, И. М. Развитие макрологистической системы дорожного хозяйства: теоретико-методологические основы / И. М. Царенкова // Право. Экономика. Психология. 2018. Т. 10, № 2. С. 30–36.
19. Царенкова, И. М. Возможности цифровой трансформации дорожного хозяйства / И. М. Царенкова // Вестник НГИЭИ. 2020. Т. 109, № 6. С. 57–64.
Рецензия
Для цитирования:
Ивуть Р.Б., Царенкова И.М. Формирование логистического подхода к экономическому развитию дорожного хозяйства Республики Беларусь. НАУКА и ТЕХНИКА. 2022;21(1):73-81. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-1-73-81
For citation:
Ivut R.B., Tsarenkova I.M. Formation of Logistics Approach to Economic Development of Road Sector of the Republic of Belarus. Science & Technique. 2022;21(1):73-81. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-1-73-81