О торможении колесного транспортного средства, оборудованного автоматизированной системой регулирования тормозного усилия
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-1-63-72
Аннотация
Предлагается способ определения остановочного пути транспортного средства на основе коэффициента торможения и коэффициента использования силы сцепления автоматизированной системой регулирования тормозного усилия на примере многоосного автомобиля. Исследование заключалось в том, чтобы на основе реализуемого сцепления между шиной и опорной поверхностью расчетным путем определить параметры эффективности торможения многоосного колесного транспортного средства, оборудованного автоматизированной системой регулирования тормозного усилия. Наличие новых математических взаимосвязей между положением координаты центра тяжести транспортного средства, реализуемым сцеплениями его колес, и коэффициентом торможения автомобиля позволяет моделировать изменение замедления колесной машины в различных тормозных режимах ее движения. Обоснованы термины, описывающие взаимодействие эластичной шины с опорной поверхностью в режиме торможения колесной машины. Записаны уравнения, позволяющие рассчитать: положение координаты центра тяжести многоосного колесного транспортного средства относительно его передних и задних мостов; значение коэффициента торможения многоосной колесной машины на основе координат положения центра ее тяжести, сцеплений, которые реализуются между ее шинами и опорной поверхностью; распределение нагрузки между соответствующими передними и задними мостами транспортного средства. Для расчета остановочного пути колесного транспортного средства предлагается значение коэффициента использования силы сцепления принимать равным 0,83 независимо от изменения погодно-климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль (погрешность расчетов при принятом допущении не более 5 %). В графическом виде представлена расчетная схема положения координат центра тяжести многоосной колесной машины, дающая общее представление о перераспределении масс между передними и задними мостами автомобиля. Проанализированы научные публикации по изменению величины реализуемого сцепления между шиной и опорной поверхностью в режиме торможения автомобильного колеса при различных факторах. Предлагаемая концепция определения параметров эффективности торможения многоосной колесной машины уточняет некоторые положения теории движения автомобиля, в частности позволяет применить расчетный метод определения замедления автомобиля в задаче приращения вертикальных нагрузок на осях многоосного колесного транспортного средства в режиме торможения. Приведенный способ расчета коэффициентов распределения веса между смежными передними или задними мостами многоосной колесной машины повышает точность определения величины замедления автомобиля расчетным методом.
Для цитирования:
Леонтьев Д.Н., Богомолов В.А., Клименко В.И., Рыжих Л.А., Ломака С.И., Сухомлин А.В., Курипка А.В., Фролов А.А. О торможении колесного транспортного средства, оборудованного автоматизированной системой регулирования тормозного усилия. НАУКА и ТЕХНИКА. 2022;21(1):63-72. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-1-63-72
For citation:
Leontiev D.N., Bogomolov V.A., Klymenko V.I., Ryzhyh L.A., Lomaka S.I., Suhomlin A.V., Kuripka A.V., Frolov A.A. About Braking of Wheeled Vehicle Equipped with Automated Brake Control System. Science & Technique. 2022;21(1):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-1-63-72