Некоторые особенности создания подшипниковых узлов прецизионных электрошпинделей на основе пар трения скольжения
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2019-18-3-195-199
Аннотация
В машиностроении в подвижных соединениях используются различные типы подшипниковых узлов, причем достаточно широко – пары скольжения (подшипники скольжения, направляющие, втулки). Это позволяет повысить жесткость узлов, уменьшить их габаритные размеры, улучшить теплоотвод и обеспечить снижение шума и вибраций. Однако в ряде случаев при использовании пар трения скольжения возникают более высокие по сравнению с подшипниками качения потери на трение, повышается вероятность возникновения ситуаций, когда происходит заедание трущихся поверхностей. Большое значение эти проблемы имеют при применении подшипников скольжения в прецизионном оборудовании, которое, как правило, функционирует при стабилизированных по температуре и влажности внешних условиях. Поэтому целью исследований являлась разработка методических подходов к созданию и рациональному конструированию и изготовлению пар трения скольжения на основе применения покрытий из композиционных антифрикционных материалов, используемых в вертикальных прецизионных программно-управляемых электрошпинделях для скоростной механической обработки. Рассмотрены вопросы разработки и создания подшипниковых узлов прецизионных электрошпинделей повышенной жесткости с парами пар трения скольжения на основе композиционных материалов. Диаметры подшипников скольжения могут быть достаточно большими, что позволяет достигнуть требуемой сверхвысокой точности механической обработки и нанометрической шероховатости обрабатываемой поверхности. Приемлемые с позиций качества обработки алмазоподобным инструментом скорости резания (750 м/мин и более) могут быть достигнуты при размещении режущей кромки инструмента на диаметре 200 мм, что позволяет использовать в конструкции шпинделя смазываемые подшипники скольжения. Вследствие этого комплексно решаются две задачи: достигается необходимая для сверхвысокой точности механической лезвийной обработки жесткость электрошпинделя; обеспечивается высокая плавность работы, позволяющая достичь нанометрической шероховатости поверхности при снижении макроотклонений до 1 мкм от средней линии поверхности, что в совокупности чрезвычайно важно для ряда специальных применений.
Для цитирования:
Калиниченко А.С., Басинюк В.Л., Мардосевич Е.И. Некоторые особенности создания подшипниковых узлов прецизионных электрошпинделей на основе пар трения скольжения. НАУКА и ТЕХНИКА. 2019;18(3):195-199. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2019-18-3-195-199
For citation:
Kalinichenko A.S., Basiniu U.L., Mardasevich E.I. Some Features of Bearing Units’ Development Based on Sliding Friction Pairs for Precision Electrospindles. Science & Technique. 2019;18(3):195-199. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2019-18-3-195-199