Preview

Источники конкурентного преимущества фирм: взгляд школ стратегий

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2019-18-1-82-88

Аннотация

Проведен анализ подходов к трактовке источника конкурентного преимущества в различных школах стратегического менеджмента. Систематизируя концепции и подходы зарубежных и отечественных исследователей в рамках той или иной школы стратегии, автор исходила из концепции Лакатоса о возможности одновременного сосуществования и конкуренции различных научно-исследовательских программ. В науке стратегического менеджмента не существует никаких препятствий для сравнения конкурирующих теорий в обосновании источников стратегического конкурентного преимущества: внутренняя логичность теории выступает основанием сравнения качества вербальных либо формальных моделей школ, а рассмотрение успешных/неуспешных стратегий в современной динамично меняющейся экономике позволяет наработать материал для эмпирической проверки моделей. Целью данной статьи является оценка перспективности научно-исследовательских программ различных школ стратегии в разрезе их взглядов на источники конкурентного преимущества. Эволюция науки и практики стратегического менеджмента привела к смещению акцента в понимании фирмы как набора не бизнес-единиц, а ресурсов и компетенций, что способствовало занятию доминирующего положения в стратегическом менеджменте ресурсной концепцией стратегии. Поиск источников конкурентного преимущества сместился в сторону специфических ресурсов, которыми обладает фирма. Такой подход закладывает прочные основы для качественного анализа сильных и слабых сторон организации, формируя устойчивое долгосрочное преимущество на основе выработки и защиты внутренних ресурсов фирмы. Исследование источников конкурентного преимущества с позиций концепции динамических способностей фирмы (современного этапа развития ресурсной концепции) представляется наиболее перспективным, поскольку оно основано на эндогенном характере источников преимуществ, отказывается от неправдоподобных допущений, подчеркивает значимость предпринимательского фактора.

Об авторе

М. А. Громова
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Аспирант

Адрес для переписки: Громова Мария Алексеевна – Белорусский национальный технический университет ул. Я. Коласа, 14, 220013, г. Минск.  Тел.: +375 17 292-60-80    marygromova@mail.ru

 



Список литературы

1. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977. 300 с.

2. Лакатос, И. Фальсификация и методология исследовательских программ / И. Лакатос. М.: Медиум, 1995. 180 с.

3. Ананьин, О. И. Экономическая наука в зеркале методологии / О. И. Ананьин // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 135–151.

4. Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления / В. С. Катькало. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2006. 548 с.

5. Чандлер, А. Д. Функции штаб-квартиры в многопрофильной фирме / А. Д. Чандлер // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1, № 1. С. 91–122.

6. Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф. СПб.: Питер, 2009. 344 с.

7. Wack, P. Scenarios: Uncharted Waters Ahead [Electronic Resource] / P. Wack. 1985. Mode of access: https://hbr.org/1985/09/scenarios-uncharted-waters-ahead. Date of access: 01.06.2018.

8. Минцберг, Г. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. СПб.: Питер, 2001. 688 с.

9. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М.: Альпина Паблишер, 2016. 456 с.

10. Минцберг, Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. М.: Альпина Паблишер, 2012. 368 с.

11. Ким, У. Ч. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков / У. Ч. Ким, Р. Моборн. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 304 с.

12. Прахалад, К. К. Ключевая компетенция корпорации / К. К. Прахалад, Г. Хамел // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2003. № 3. С. 18–44.

13. Тис, Д. Дж. Динамические способности фирмы и стратегическое управление / Д. Дж. Тис, Г. Пизано, Э. Шуен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2003. № 4. С. 133–183.


Рецензия

Для цитирования:


Громова М.А. Источники конкурентного преимущества фирм: взгляд школ стратегий. НАУКА и ТЕХНИКА. 2019;18(1):82-88. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2019-18-1-82-88

For citation:


Hromava M.A. Sources of Company’s Competitive Advantages: Outlook of Strategy Schools. Science & Technique. 2019;18(1):82-88. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2019-18-1-82-88

Просмотров: 1268


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)