ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОПИТОЧНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЗАЩИТЫ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-2-95-99
Аннотация
Недостатки дорожных асфальтобетонных покрытий хорошо известны специалистам-дорожникам. Они в основном обусловлены низким модулем упругости асфальтобетона, а также быстрым старением основного компонента асфальтобетона – битума. Как следствие этого явления – сравнительно низкая долговечность покрытия, необходимость его частого ремонта. В известной степени цементобетонные покрытия существенно превосходят по данному показателю асфальтобетонные, в чем убеждает опыт эксплуатации дорог Германии, США и других стран. Правильно подобранный состав бетона, общее соблюдение технологии укладки бетонной смеси, всеобъемлющий контроль качества производства работ, достаточная квалификация инженерно-технического персонала обеспечивают длительную бездефектную работу дорожного цементобетонного покрытия. Однако нарушения при производстве работ или в процессе эксплуатации, особенно в жестких условиях замораживания-оттаивания, насыщения-высушивания, при воздействии солей-антиобледенителей приводят к появлению дефектов покрытия, снижению его долговечности. Есть два направления расчетной долговечности покрытия. Во-первых, это первичная защита – создание бетона с минимально возможным на данных компонентах смеси водоцементным отношением, что обеспечивает получение бетона с минимальной пористостью и, соответственно, с максимальной долговечностью. Во-вторых – вторичная защита, обеспечивающая повышение сопротивляемости уже готового бетона покрытия внешним агрессивным воздействиям. В этом случае на фоне иных способов достаточно перспективным выглядит пропитка поверхности бетонного покрытия гидрофобизирующим и структуроукрепляющим веществом. Состав такого пропитывающего вещества должен содержать несколько компонентов, в первую очередь гидрофобизатор, препятствующий проникновению жидкости в тело бетона, и тонкодисперсный кремнезем, в частности золь кремнезема, обеспечивающий снижение пористости поверхностных слоев бетона за счет взаимодействия со свободным гидроксидом кальция. Проблеме оптимизации пропиточного состав и посвящена данная работа.
Ключевые слова
Об авторах
М. К. ПшембаевБеларусь
Кандидат технических наук
Я. Н. Ковалев
Беларусь
Доктор технических наук
Адрес для переписки: Ковалев Ярослав Никитич – Белорусский национальный технический университет, просп. Независимости, 150, 220114, г. Минск, Республика Беларусь. Тел.: +375 17 265-97-28 ftk75@bntu.by
Список литературы
1. Лайдобон, Ч. С. Поверхностная модификация бетона высоковязкими составами: дис. ... док. тех. наук : 05.23.05 / Ч. С. Лайдобон. Иркутск, 2005. 290 c.
2. Ершова, С. Г. Обеспечение эффективной гидрофобной защиты неорганических строительных материалов: дис. ... канд. техн. наук : 05.23.05 / С. Г. Ершова. Новосибирск, 2006. 174 с.
3. Пащенко, А. А. Кремнийорганические защитные покрытия / А. А. Пащенко, М. Г. Воронков. Киев: Техника, 1969. 251 с.
4. Баженов, Ю. М. Исследование наномодифицированного мелкозернистого бетона / Ю. М. Баженов, Н. П. Лукутцова, Е. Г. Матвеева // Вестник МГСУ. 2010. Т. 2, № 4. С. 415–418.
5. Соловьева, В. Я. Новые добавки полуфункционального действия, улучшающие деформативные характеристики бетона / В. Я. Соловьева, Т. В. Смирнова, И. В. Степанова // Бетон и железобетон в третьем тысячелетии : материалы второй междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д : Ростовский гос. строит. ун-т, 2002.С. 312–322.
6. ЭВМ и оптимизация композиционных материалов / В. А. Вознесенский [и др.]. Киев: Будивельник, 1989. 240 с.
7. Бунин, М. В. Структура и механические свойства дорожных цементных бетонов / М. В. Бунин, И. М. Грушко, А. Г. Ильин. Харьков: Харьк. ун-т, 1968. 199 с.
8. Шестоперов, С. В. Долговечность бетона транспортных сооружений / С. В. Шестоперов. М.: Транспорт, 1966. 500 с.
9. Дубинин, М. М. Пористая структура и свойства материалов / М. М. Дубинин // RILEM-JUPAC: Междунар. симпозиум. Прага, 1973. С. 56–63.
10. Вершинина, О. С. Применение кремнийорганических соединений в строительстве / О. С. Вершинина. М., 1989. 62 с.
Рецензия
Для цитирования:
Пшембаев М.К., Ковалев Я.Н. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОПИТОЧНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЗАЩИТЫ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2018;17(2):95-99. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-2-95-99
For citation:
Pshembaev M.K., Kovalev Ya.N. OPTIMIZATION OF PRESERVATIVE FOR PROTECTION OF CONCRETE PAVEMENT OF HIGHWAYS. Science & Technique. 2018;17(2):95-99. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-2-95-99