К МЕТОДИКЕ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОЙ ВИБРОЗАЩИТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Полный текст:


Аннотация

Изучены условия виброзащиты системы «оператор  –  сиденье» транспортного средства (тракторов семейства  «Беларус»), проведены экспериментальные исследования вибронагруженности системы с учетом упругодемпфирующих характеристик, комфортности оператора. В результате установлен диапазон частот колебаний системы, плохо переносимый оператором, так как последний находится в зоне собственных частот колебаний внутренних  органов человека. Проведено исследование влияния физиологических факторов оператора – частоты сердечных сокращений, вариационного размаха, амплитуды моды, индекса напряжения – на основе факторного эксперимента, получены корреляционные зависимости. Разработанная методика исследования алгоритмического обеспечения повышения активной виброзащиты системы «оператор – сиденье» подразумевает наличие математической модели системы, используемой для синтеза законов управления и выбора алгоритмов формирования сигналов  физиологического состояния оператора. Составлена структурная схема алгоритма виброзащиты системы «водитель – сиденье – дорога».

В качестве математической модели возмущений внешней среды приняты гармонические синусоидальные и полигармонические возмущения со стороны силовой установки, а также используются дискретные алгоритмы, основанные на фильтрации белого шума с линейным фильтром и заданной корреляционной функцией. При гармоническом возбуждении системы «оператор – сиденье» сила, передаваемая амортизатором системе, а также оценка эффективности амортизации в виде коэффициента передачи силы и величины виброизоляции исчисляется в децибелах. Движение системы при возникающих в результате работы силовой установки вибрационных силах описывается рядомФурье. Реакция на ударное возбуждение системы, когда происходит конечное изменение скорости и количества движения, описывается кусочно-линейной функцией. Оценка качества виброзащитной системы определяется как отношение максимального передаваемого системой усилия к максимальному значению ударного возбуждения. Системаподдержки принятия решений, т. е. управляющая система, состоит из двух контуров: первый организует работу с информацией, устанавливающей соотношения между множествами входных и выходных сигналов, второй, состоящийиз блоков оценивания состояния и принятия решений, организует работу с качественной информацией.


Об авторах

Т. Н. Микулик
Белорусский национальный технический университет


Г. Н. Рейзина
Белорусский национальный технический университет

Доктор технических наук, профессор



Список литературы

1. Профессия и здоровье : материалы VII Всерос. конгресса. - М. : Академия управления при Администрации Президента Российской Федерации, 2008. - 670 с.

2. Савченко, В. В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов транспортных систем «человек - машина» / В. В. Савченко // Весці НАН Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. - 2005. - № 2. - С. 9-37.

3. Густомясов, А. Н. Оптимизация параметров регулируемой системы подрессоривания транспортных машин / А. Н. Густомясов, В. А. Галашин, В. П. Бородин // Изв. вузов. Машиностроение. - 1985. - № 5. - 185 с.

4. Санитарные правила и нормы по ограничению шума и вибраций на рабочих местах тракторов, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительно-дорожных машин и грузового транспорта : СанПиН 11-08-94 // Сборник официальных документов по медицине труда и про-

5. изводственной санитарии. - Минск : Изд-во БГУ, 1994. - Ч. 1. - С. 75-83.

6. Амельченко, Н. П. Подвеска сиденья водителя колесного трактора / Н. П. Амельченко, В. А. Ким ; под ред. И. С. Сазонова. - Могилев: Бел.-Рос. ун-т, 2006. - 180 с.

7. Гурский, Н. Н. Моделирование и оптимизация колебаний многоопорных машин / Н. Н. Гурский, Р. И. Фурунжиев. - Минск : БНТУ, 2008. - 296 с.

8. Микулик, Т. Н. Анализ колебаний виброзащитной системы при гармонических и полигармонических возбуждениях / Т. Н. Микулик // Вестник БНТУ. - 2011. - № 6. - С. 66-68.

9. Рейзина, Г. Н. Реализация алгоритма управления в системах подрессоривания транспортных средств / Г. Н. Рейзина, Т. Н. Микулик, Е. В. Коробко // Тепло- и массоперенос : сб. науч. трудов. - Минск: ИТМО имени А. В. Лыкова НАН Беларуси, 2011. - С. 311-316.

10. Микулик, Т. Н. К системе поддержки работоспособности оператора на тракторах марки «Беларус» / Т. Н. Микулик, Г. Н. Рейзина // Наука и техника. - 2012. - № 2. - С. 53-55.

11. Гурский, Н. Н. Моделирование и оптимизация колебаний подвески автомобиля / Н. Н. Гурский, А. Кадер Карами // Вестник БНТУ. - 2010. - № 1. - С. 44-46.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Микулик Т.Н., Рейзина Г.Н. К МЕТОДИКЕ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОЙ ВИБРОЗАЩИТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2014;(6):26-30.

For citation: Mikulik T.N., Reizina G.N. TO METHODOLOGY FOR IMPROVEMENT OF ACTIVE VIBRO-PROTECTION WHILE USING FUNCTIONAL DIAGNOSTICS. Science & Technique. 2014;(6):26-30. (In Russ.)

Просмотров: 169

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)