СНИЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТОРОВ НА ДОРОГАХ ВЫСШИХ КАТЕГОРИЙ УПРАВЛЕНИЕМ ДОСТУПОМ К СЕТИ
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2016-15-1-52-60
Аннотация
Места слияния транспортных потоков на дорогах высших категорий являются наиболее «узкими» участками сети, качество функционирования которых определяет вероятность образования транспортных заторов. Исследования по изучению заторовых ситуаций в зоне слияния рамповых и магистральных потоков показали, что плотный рамповый поток ведет к образованию «турбулентности» по причине перестроения транспортных средств и снижения их скорости на главном направлении. При высокой плотности движения на магистральном направлении «турбулентность» приводит к образованию динамического удара в основном потоке. Доказано, что в сравнении с магистральным потоком воздействие рампового потока на вероятность образования затора намного сильнее. Установлено, что в зоне слияния потоков часть транспортных средств, движущихся по магистрали, занимает одновременно две полосы движения, снижая пропускную способность используемого участка магистрали. Эту особенность важно учитывать и принимать во внимание на участках образования «турбулентности». Представлены основные подходы, методология, принципы и этапы управления доступом к дорогам высших категорий, направленные на повышение качества их функционирования, включая вопросы повышения безопасности дорожного движения. Предложена методика, позволяющая оценить и оптимизировать управление рампами с точки зрения минимизации суммарных длин очередей транспортных средств на примыкающих въездах в контексте снижения вероятности транспортных заторов.
Об авторах
Р. Ю. ЛагеревРоссия
Кандидат технических наук, доцент
Д. В. Капский
Беларусь
Кандидат технических наук
Адрес для переписки: Капский Денис Васильевич Белорусский национальный технический университет ул. Я. Коласа, 12, 220013, г. Минск, Республика Беларусь Тел.: +375 17 292-48-06 d.kapsky@gmail.com
Список литературы
1. Михайлов, А. Ю. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей / А. Ю. Михайлов, И. М. Головных. Новосибирск: Наука, 2004. 266 с.
2. Лагерев, Р. Ю. К вопросу управления транспортными потоками в условиях плотного городского движения / Р. Ю. Лагерев, С. Ю. Лагерев, И. Г. Карпов // Вестник ИрГТУ. 2012. № 9 (68). С. 139–145.
3. Proactive Ramp Management under the Threat of Freeway-Flow Breakdown / L. Elefteriadou [et al.] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2009. Vol. 16. P. 4–14.
4. Lorenz, M. A. Probabilistic Approach to Defining Capacity and Breakdown / M. А. Lorenz, L. Elefteriadou // Transportation Research Circular E-C018. In: Proceedings of the 4th International Symposium on Highway Capacity, 27 June – 1 July 2000. Р. 84–95.
5. Highway Capacity Manual (HCM) 2010 / National Research Council (U.S.). Transportation Research Board. Washington, DC.: Transportaion Research Board (TRB) of the National Academies, 2010. Vol. 1–4.
6. Врубель, Ю. А. Определение потерь в дорожном движении / Ю. А. Врубель, Д. В. Капский, Е. Н. Кот. Минск: БНТУ, 2006. 240 с.
7. Lertworawanich, P. A. Methodology for Estimating Capacity at Ramp Weaves Based on Gap Acceptance and Linear Optimization / P. А. Lertworawanich, L. Elefteriadou // Transportation Research, Part B: Methodological. 2003. Vol. 37, Is. 5. Р. 459–483.
8. Design, Field Implementation and Evaluation of Adaptive Ramp Metering Algorithms. / R. Horowitz [et al.] // California Partners for Advanced Transit and Highways (PATH). UC Berkeley: California Partners for Advanced Transportation Technology, 2005. UCB-ITS-PRR-2006-21.
9. Makigami, Y. On Ramp Control / Y. Makigami // Concise Encyclopedia of Traffic and Transportation Systems, ed. M. Papageorgiou. Oxford: Pergamon Press, 2001. Р. 285–289.
10. Papageorgiou, M. Freeway Ramp Metering: аn Overview / M. Papageorgiou, A. Kotsialos // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2002. Vol. 3, No 4. P. 271–281.
11. Newman, L. Freeway Ramp Control – What it Can and Cannot Do / L. Newman, A. Dunnet, J. Meirs // Freeway Operation Department, District 7: Los Angeles: California Division of Highways. California, 1969. 23 р.
12. Papageorgiou, M. ALINEA: A Local Feedback Control Law for On-Ramp Metering / M. Papageorgiou, H. HadjSalem, J. Blosseville // Transportation Research Record. 1991. No 1320. P. 58–64.
13. Papageorgiou, M. Freeway Ramp Metering: an Overview / M. Papageorgiou, A. Kotsialos // IEEE Conference on Intelligent Transportation Systems, 2000. Р. 228–239.
14. O'Brien, A. New Ramp Metering Algorithm Improves Systemwide Travel Time / A. O'Brien // TR News, Transportation Research Board. July–August 2000. Р. 38–39.
Рецензия
Для цитирования:
Лагерев Р.Ю., Капский Д.В. СНИЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТОРОВ НА ДОРОГАХ ВЫСШИХ КАТЕГОРИЙ УПРАВЛЕНИЕМ ДОСТУПОМ К СЕТИ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2016;15(1):52-60. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2016-15-1-52-60
For citation:
Lagerev R.Yu., Kapsky D.V. REDUCTION IN PROBABILITY OF TRAFFIC CONGESTION ON HIGH-CLASS ROAD USING RAMP ACCESS CONTROL. Science & Technique. 2016;15(1):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2016-15-1-52-60