ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ГРАВИТАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Полный текст:


Аннотация

Рассмотрена транспортная система одного из слабоосвоенных регионов Восточной Сибири, для которого планируются инвестиции в развитие соответствующей инфраструктуры. Эффективное использование инвестируемых средств предполагает изучение имеющегося спроса на транспортные услуги в области пассажирских перевозок, результаты которого могут быть использованы в планировании развития дорожной сети и системы автобусного сообщения.

В связи с отсутствием прямых данных об имеющемся спросе предпринята попытка его модельного описания с помощью модифицированных гравитационных моделей для определения объемов перемещения населения с использованием маршрутных автобусов и индивидуальных автомобилей между населенными пунктами. Всего в модели рассмотрено более 5000 корреспондирующих пар населенных пунктов для 86 населенных пунктов, где проживало свыше 80 % всего населения региона, из которых выделена потокообразующая часть в обьеме 60 %. Перевозки в корреспондирующих парах определяли на основе гравитационных моделей с различными функциями притяжения и использованием метода Эрроусмита для удовлетворения транспортных балансов. Наиболее адекватные результаты получены с помощью экспоненциальной функции притяжения для индивидуальных автомобилей и степенной – для маршрутизируемого пассажирского автотранспорта, что вполне согласуется с предпочтением маршрутизируемого автотранспорта для дальних перевозок. Древовидная структура имеющейся дорожной сети позволила избежать рассмотрения альтернативных маршрутов при перемещении пассажиров и непосредственно рассчитать транспортные потоки на определенных участках. Сравнение рассчитанных на этой основе транспортных потоков с имеющимися частичными данными наблюдений демонстрирует удовлетворительное совпадение на основном массиве эмпирических данных. Полученные результаты показывают эффективность подобного подхода, а сами данные могут служить ориентиром для транспортного планирования. 


Об авторах

Е. А. Нурминский
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
Россия

Доктор физико-математических наук, профессор



И. Н. Пугачев
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
Россия

Доктор технических наук, профессор



Н. Б. Шамрай
Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН
Россия

Кандидат физико-математических наук



В. Н. Седюкевич
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Кандидат физико-математических наук, доцент



Список литературы

1. Пугачёв, И. Н. Использование навигационных спутниковых систем в управлении автомобильными перевозками / И. Н. Пугачёв, Ю. И. Куликов, Г. Я. Маркелов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2011. – № 4. – C. 64-69.

2. Ortuzar, J. D. Modeling Transport / J. D. Ortuzar, L. G. Willumsen. – Wiley, 2011. –606 p.

3. Voorhees, A. M. A General Theory of Traffic Movement / A. M. Voorhees // Transportation. – 2013. – Vol. 40, №6. – P. 1105-1116.

4. Carrothers, G. A. An Historical Review of the Gravity and Potential Concepts of Human Interaction /

5. G. A. Carrothers // Journal of the American Institute of Planners. – 1956. – Vol. 22. – P. 94-102.

6. Voorhees, A. M. Forecasting peak hours of travel / A. M. Voorhees // Highway Research Board Bulletin. – 1958. – Vol. 203. – P. 37-46.

7. Wilson, A. G. A Statistical Thheory of Spatial Distribution Models / A. G. Wilson // Transportation Research. – 1967. – Vol. 1. – P. 253-269.

8. Wilson, A. G. A Family of Spatial Interaction Models and Associated Developments / A. G. Wilson // Environment and Planning A. – 1971. – Vol. 3 (1). – P. 1-32.

9. Лившиц, В. В. Математическая модель случайно-детерминированного выбора и ее применение для расчета трудовых корреспонденций / В. В. Лившиц // Автоматизация процессов градостроительного проектирования. – М.: ЦНИИП градостроительства, 1973. – C. 39-57.

10. Системный анализ и проблемы развития городов / Ю. С. Попков [и др.]. – М.: Наука, 1983. – 512 с.

11. Furness, K. P. Time Function Iteration / K. P. Furness // Traffic Engineering Control. – 1965. – No 7. – P. 458-460.

12. Arrowsmith, G. A. A Behavioural Approach to Obtaining a Doubly Constrained Trip Distribution Model / G. A. Arrowsmith // Operational Research Quarterly. – 1973. – Vol. 24, No 1. - P. 183-194.

13. Lamond, B. Bregman's Balancing Method / B. Lamond, N. F. Stewart // Transportation Research. – 1981. – Vol. 15 (B). – P. 239-248.

14. Schneider, M. H. A Comparative Study of Algorithms for Matrix Balancing / M. H. Schneider, S. A. Ze-

15. nios // Operations Research. – 1990. – Vol. 38, №3. – P. 439-455.

16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://irkutskstat.gks.ru. – Дата доступа:

17. Транспорт и связь : cтатистический ежегодник Иркутской области. – Иркутск: Иркутскстат, 2012. – 100 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Нурминский Е.А., Пугачев И.Н., Шамрай Н.Б., Седюкевич В.Н. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ГРАВИТАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2015;(5):39-45.

For citation: Nurminskiy E.A., Pugachev I.N., Shamray N.V., Sedyukevich V.N. DETERMINATION OF PASSENGER-TRAFFIC FLOWS IN REGIONAL TRANSPORT SYSTEM ON THE BASIS OF MODIFIED GRAVITY MODELS. Science & Technique. 2015;(5):39-45. (In Russ.)

Просмотров: 197

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2227-1031 (Print)
ISSN 2414-0392 (Online)