АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДОРОЖНЫХ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ ТЕМПЕРАТУРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-4-282-288
Аннотация
Покрытия автомобильных дорог в процессе эксплуатации подвергаются интенсивным механическим воздействиям, ультрафиолетовому облучению, знакопеременным температурам (замораживанию и оттаиванию), высушиванию и увлажнению. В связи с этим на дорожном покрытии появляются повреждения различного вида. Наиболее характерный и опасный вид разрушений – микротрещины поверхностного слоя. Одна из основных причин их образования – воздействие погодно-климатических факторов, связанных со значительными изменениями температуры поверхности покрытия и появлением в верхнем слое больших градиентов температур. В связи с этим при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог актуально исследование напряженного состояния дорожного покрытия, вызванного температурным воздействием. Цель исследований авторов – определение допустимых градиентов температур для цементобетонного дорожного покрытия, не допускающих образования микротрещин на их поверхности, и толщины поврежденного поверхностного слоя. Выполнены расчеты дорожного покрытия при различных законах распределения температуры по его глубине. Для исследования напряженного состояния цементобетонных покрытий автомобильных дорог использован конечно-разностный метод, реализованный в компьютерной программе PARUS. Получены закономерности распределения напряжений в цементобетонном покрытии автомобильных дорог при различных температурах поверхности. Установлены допустимые градиенты температуры в верхнем слое покрытия и дана оценка толщины слоя, в котором образуются микротрещины. При расчете использован критерий прочности, основанный на процессе образования и развития микротрещин в бетоне. Возможность появления микротрещин в дорожном покрытии зависит от прочности материала, условий закрепления плиты и градиентов температур.
Ключевые слова
Об авторах
М. К. ПшембаевБеларусь
Кандидат технических наук
Я. Н. Ковалев
Беларусь
Доктор технических наук, профессор
Адрес для переписки: Ковалев Ярослав Никитич - Белорусский национальный технический университет просп. Независимости, 150, 220013, г. Минск, Республика Беларусь. Тел.: +375 17 265-97-28 ftk75@bntu.by
Л. И. Шевчук
Беларусь
Кандидат технических наук, доцент
Список литературы
1. Поровая структура дорожного бетона / М. К. Пшембаев [и др.] // Наука и техника. 2016. Т. 15, № 4. С. 298–307.
2. Пшембаев, М. К. Напряжения в цементно-бетонном покрытии от термического удара / М. К. Пшембаев,
3. Я. Н. Ковалев, Л. И. Шевчук // Наука и техника. 2016. Т. 15, № 2. С. 87–94.
4. Берг, О. Я. Физические основы теории прочности бетона и железобетона / О. Я. Берг. М.: Госстройиздат, 1962. 96 c.
5. Берг, О. Я. Некоторые физические обоснования теории прочности бетона / О. Я Берг // Теория расчета и конструирования железобетонных конструкций. М.: Госстройиздат, 1958. С. 14–22.
6. Скрамтаев, Б. Г. Исследование прочности бетона и пластичности бетонной смеси. М.: Военно-инженерная академия, 1936. 222 с.
7. Свечин, Н. В. Упругопластические свойства цементного камня / Н. В. Свечин // Исследование по технологии бетона. М.: Стройиздат, 1950. С. 18–22.
8. Михайлов, В. В. Элементы теории структуры бетона / В. В. Михайлов. М.: Стройиздат, 1941. 85 с.
9. Бриджмен, П. У. Исследование больших пластических деформаций и разрыва. Влияние высокого гидростатического давления на механические свойства материалов / П. У. Бриджмен. М.: Иностр. лит-ра, 1955. 220 с.
10. Гвоздев, А. А. Расчет несущей способности конструкций по методу предельного равновесия / А. А. Гвоздев. М.: Стройиздат, 1949. 280 с.
11. Волков, С. Д. Статистическая теория прочности /
12. С. Д. Волков. М.: Машгиз, 1960. 98 с.
13. Волков, С. Д. Единая статистическая теория прочности твердых тел / С. Д. Волков // Журнал технической физики. 1953. Т. 23, № 11. С. 2025–2038.
14. Горецкий, Л. И. Теория и расчет цементобетонных покрытий на температурные воздействия / Л. И. Горецкий. М.: Транспорт, 1965. 284 с.
15. Бронштейн, И. Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся вузов / И. Н. Бронштейн, К. А. Семендяев. М.: Наука, 1965. 608 с.
16. Пшембаев, М. К. Особенности температурного режима автомобильной дороги с цементобетонным покрытием в условиях северного региона Казахстана / М. К. Пшембаев, Б. Б. Телтаев, Е. А. Суппес // Автомобильные дороги и мосты. 2016. № 2. С. 41–47.
Рецензия
Для цитирования:
Пшембаев М.К., Ковалев Я.Н., Шевчук Л.И. АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДОРОЖНЫХ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ ТЕМПЕРАТУРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ. НАУКА и ТЕХНИКА. 2017;16(4):282-288. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-4-282-288
For citation:
Pshembaev M.K., Kovalev Ya.N., Shevchuk L.I. ANALYSIS OF STRESS STATE IN UPPER LAYER OF ROAD CONCRETE PAVEMENT WITH TEMPERATURE ACTION. Science & Technique. 2017;16(4):282-288. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2227-1031-2017-16-4-282-288